На главную Новости Церковь Св.Иоанна Крестителя
Церковь Св.Иоанна Крестителя
Место нахождения: Моньо,Валле Маджиа,Тичино,Швейцария;
проект: 1986 - 1992,
реализация 1992 - 1998 ;
архитектор Марио Ботта.

Церковь Св.Иоанна Крестителя стала первой культовой постройкой Марио Ботта.

25 апреля 1986 года снежная лавина стерла с лица земли деревушку Моньо в южной Швейцарии. Ее мэр Джован Луиджи Дацио обратился к Марио Ботта с просьбой создать поминальный храм. Присутствие острого формального жеста в альпийской деревушке многим казалось шокирующим. Проект вызвал тогда жесткую профессиональную критику, задержавшую его реализацию. Вопреки мастерскому сочетанию цветов и фактур, критику вызвало то, что зрительно церковь воспринималась, как инородное тело в тихой уютной местности, как нечто, вносящее своим видом диссонанс – поднимающийся из земли кусок трубы индустриального вида.
x_79dfa18f.jpg

Здание имеет овальный план и снаружи представляет собой срезанный цилиндр – формальная находка Ботта, которую он повторил потом в соборе в Эври, в Музее современного искусства в Сан-Франциско, в часовне на Монте Тамаро, проекте винодельни Петра в Италии, проекте кафедрального собора в Иври, Франция. Храм сложен из местного камня, белого печчианского мрамора и серого гранита из Ривео, и покрыт плоской стеклянной крышей. Несмотря на тщательно подобранное сочетание цветов и фактур полосатой кладки (увлечение Ботта итальянской романской архитектурой общеизвестно), здание сначала кажется чем-то индустриальным – кусок трубы, торчащий из земли (это и шокировало).
y_5759a14a.jpg
 Но если снаружи может показаться, что постройка не соответствует своему назначению и больше походит на индустриальную, то сомнения рассеивает ее изумительный интерьер. Это очень маленькое пространство, оно скорее соответствует часовне, чем церкви. Но оно обладает главным качеством сакрального интерьера – здесь есть ощущение мистической радости, близости к Богу.

Чередование полос из светлого и темного камня продолжается и в интерьере (следствие увлечения автора романской архитектурой). Здесь видна одна из ярких особенностей архитектуры Ботта - игра со светом. Чередование темных и светлых полос камня стен задает пространству собственный ритм, не связанный с окружающим миром. Со стенами перекликаются полосы света из витража на крыше. Сквозь витраж тоже падают полосы света и, перекрещиваясь с полосами кладки, движутся по стенам и полу – зрелище космической, божественной геометрии. Это движение может быть медленным или стремительным, торжественным или драматичным, но это главное, что здесь происходит. Эффект скорее готический, чем романский – интерьер творится светом. Кажется, что именно готика, а не романтика является прототипом постройки: большой витраж в маленьком объеме, аркбутаны, острый угол среза кровли.

Историки иногда высказывают сомнения, можно ли итальянскую готику считать готикой. Но если да, то здесь именно она – мраморно-драгоценная, гармоничная, пространственно не усложненная. Мощный аркбутан создает напряжение вверху, но это напряжение работы готической конструкции, усилие претворяемого светом камня. И еще это опора, защита от стихии – храм как убежище. Кажется, что это не пересказ готики современным языком, это и есть сама традиция готической архитектуры, дожившая до наших дней. Только она могла создать такое совершенное пространство для уединенной молитвы. Как будто здесь, в швейцарских горах, всегда строили что-то такое, внешне отчужденное, внутри возвышенно медитативное. Здесь камень – это то, из чего сложена стена, стена – то, что отгораживает от внешнего мира, свет – то, что спиритуализирует пространство. Это традиция сакральной архитектуры без традиционализма, она существует в современности, но вне ее авангардного атеизма и модернистской протестантской этики.
z_3532d2b8.jpg

Центральной деталью интерьера стал перспективный портал.
Яндекс цитирования
При копировании материала ссылка на сайт обязательна! © iviron.ru 2004-2014
Для создания сайта использован движок Ильи
Страница сформирована за 0.20471382141113 сек.