На главную Библиотечка Контрольная работа. Четвероевангелие (ПСТГУ)
Контрольная работа. Четвероевангелие (ПСТГУ)


1.     Общесиноптические места «Пути на Страсти».

1.                      Беседа с богатым юношей: Мф.19: 16-24; Мк. 10: 17-25; Лк,18: 18-25.

2.                      Исцеление Иисусом Христом слепого (в Мф.: двух слепых)  у ворот Иерихона: Мф. 20: 29-34; Мк. 10: 46-52; Лк. 18: 35-43.

3.                      Предсказание Иисусом Христом близких страданий перед Входом в Иерусалим: Мф. 20: 28; Мк. 10: 33-34; Лк. 18: 31-34.

4.                      Вопрос учеников и ап. Петра: «Кто может спастись?» и ответ Иисуса Христа: Мф. 19: 25-30; Мк. 10: 26-31; Лк. 18: 26-30.

5.                       Вход Господень в Иерусалим: Мф. 21: 1-11; Мк. 11: 1-11; Лк, 19: 29-44.

2.

Помазание миром

 

В Мф. и Мк. говорится об одном и том же событии, произошедшем в доме Симона-прокаженного в Вифании. В Лк. Рассказ идет о другом времени и о другом месте – доме Симона-фарисея в Галилее (г.Магдал). В обоих случаях помазывала волосы Иисуса Христа одна и та же женщина. Предание открывает нам ее имя – это Мария Магдалина.

«…Евангелист (Лука- А.К.), вслед за рассказом о случившемся в доме Симона-фарисея,… за Иисусом,.. следовали двенадцать Апостолов и некоторые женщины, в числе которых на первом месте ставит Марию Магдалину, и если допустить предположение, что Лука нарочно не назвал по имени явившуюся в дом Симона грешницу, потому что не хотел связывать прошлого этой грешницы с именем Марии Магдалины, ставшей после того праведницею, - то следует верить преданию». [1, 284]

В доме Симона-прокаженного она же возлила на голову Господа драгоценное миро.

В Ин. же говорится о событии, состоявшемся за шесть дней до последней Пасхи Иисуса Христа в доме воскрешенного Лазаря. Здесь помазывает волосы своего Господа так же Мария, но не Магдалина, а сестра Лазаря.

«Три женщины в разное время помазали Иисуса миром: первая – в доме Симона-фарисея; предание называет ее Мариею Магдалиною; вторая Мария, сестра Лазаря; и третья в доме Симона-прокаженного. Иоанн Златоуст, Августин и др. полагают, что одна и та же женщина помазала Иисуса два раза, в доме Симона-фарисея и в доме Симона-прокаженного» [1, 586].

 

3.

Искусительные вопросы Страстной седмицы.

На страстной седмице Иисусу Христу было задано три искусительных вопроса:

1.Вопрос о подати кесарю (Мф.22: 15-22; Мк. 12: 13-17; Лк, 20: 20-26).

2.                    Вопрос о семи мужьях одной жены (Мф. 22:23-33; Мк.12: 18-27; Лк. 20: 27-38).

3.                    Вопрос о большей (Мф. 22: 34-40), или первой (Мк. 12: 28-31), заповеди в законе.

«Все три вопроса имели целью уловить Господа в слове» [2, 110]. В первом случае был расчет обвинить Иисуса Христа перед римской властью. Во втором случае вопрошавшие считали, что на их вопрос у Иисуса Христа есть только  два варианта ответа, причем и тот и другой неприемлемы с точки зрения закона. В обоих случаях Господь ответил совершенно непредсказуемым способом, ставя в тупик искусителей, а заодно освещая тайны Царства Божия. В последнем же случае «…книжник, очевидно, готовился завязать с Ним богословский спор и в этом споре Его запутать. Покоренный ответом Иисуса, он отказался от своего намерения» [2, 113].

Ответ Иисуса Христа привел законника, задавшего  искусительный вопрос, в восторг, так что он, забыв о первоначальном своем намерении, похвалил Его. И Господь, тронутый искренностью знатока закона, и Сам его похвалил: «Он видел, что этот грешник может покаяться, может исправиться, если и дальше будет с таким же чувством принимать истину; а потому сказал ему: Недалеко ты от Царства Божия» [1, 549].

4.

Предсказания о предателе

1.                      «И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня…» (Мф.26: 21)

2.                      «…подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам…» (Мк. 10: 32-33)

3.                      «И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня…» (Мк. 14: 18) «…горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк.14: 21)

4.       «И вот рука предающего Меня со мною за столом» (Лк. 22:21)

5.                      «Но есть среди вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его… (Ин. 6:64), «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Ин. 6: 70).

6.                      «Иисус говорит ему (Петру – А.К.): омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Ин. 13: 10-11).

7.                      «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мной хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13: 18).

8.                      «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13:21).

9.                      «Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин.13:25-26).

У евангелиста Матфея предательство Иуды объясняется корыстью, апостол же Иоанн, как и ап. Лука рассматривают факт предательства много сложнее: «…решающего значения порочные наклонности Иуды не имеют для Иоанна, когда он старается объяснить его предательство. Мысль о предательстве вложил в сердце Иуды диавол. Она его оскверняет. Господь это знает…» [2, 121].

О вопросе о том: причастился ли Иуда? существует два мнения – и за и против. К примеру, епископ Кассиан (Безобразов) утверждает, что основываясь на Евангелиях от Матфея и Марка можно утверждать, что Иуда не причастился, но в то же время внимательно изучив Евангелие, склонного к хронологической точности, апостола Луки, можно заметить, что «установление Евхаристии имело место до выхода Иуды, иначе говоря, что он причастился» [2, 131]. Блаженный Феофилакт Болгарский также не утверждает какого-то одного мнения по этому вопросу: «Ядущим, присовокупил Евангелист для того, чтобы показать безчеловечие Иуды…, а он между тем и будучи обличаем не вразумился, и даже причащаясь тела Его не раскаявался. Впрочем некоторые говорят, что Христос приобщил Своих учеников Тайнам Своим уже тогда, когда Иуда вышел» [3, 236]. Хотя в труде Гладкова [1] есть в Приложении глава «Когда Иуда ушел с Тайной вечери?», где он рассматривает вышеозначенные точки зрения и добавляет, что в Евангелии от Иоанна, в котором нет в отличие от синоптиков рассказа об установлении Таинства Евхаристии, но есть свидетельство о «прощальной беседе и начинает свое повествование о ней словами: когда он (т.е. Иуда) вышел, Иисус сказал (ХIII, 30-31)… следовательно, таинство установлено после ухода Иуды» [1, 716-717].

5.

«Да любите друг друга!..»

Любовь к ближним – о ней Иисус Христос не раз говорил Своим ученикам, и потому она не нова для них. И в то же время она оказалось новой уже потому, что, если строго следовать этой заповеди «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга!», то необходимо вслед за Иисусом Христом жизнь отдавать друг за друга – а это уже ново: «…если Иисус назвал ее новою…, то потому только, что теперь Он заповедовал им не только любить всех…, но даже жертвовать и жизнью своею, если это необходимо для спасения других…» [1, 598].

О любви к ближним у синоптиков:

В Галилейский период Своего служения в Нагорной проповеди Иисус, напоминая древнюю заповедь о любви к ближним, добавляет к ней призыв любить врагов своих (Мф.5: 44).

При Пути на Страсти в доме Симона-фарисея в Магдале Галилейском Иисус Христос говорит о силе любви (Лк. 7: 47). «Господь знал, что сила такой всеобъемлющей любви, в соединении с сердечною, искреннею верою, так преобразит внутренний мир этой женщины, что ее будущее загладит, искупит грехи прошлого» [1, 287].

На Страстной седмице Господь, отвечая на искусительный вопрос книжника, говорит о Любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37)

… в Ветхом Завете:

«Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе» (Лев. 19:18)

6.

Первосвященническая молитва.

«Он возвел очи к небу и начал молитвенную беседу с Отцем» [4, 81]. Вся 17 глава Ин. посвящена этой молитве Иисуса Христа. Ее толкователи различают в ней три части, как в молитве иудейского первосвященника в день Очищения перед принесением жертвы за грехи народа. Так и Иисус Христос перед тем как оставить учеников одних, перед самым взятием под стражу - Принесением жертвы за грехи людей, (причем жертвой Он не Сам Себя называет, но официальная духовная власть: «…Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не думаете, что лучше нам,, чтобы один человек умер за людей…» (Ин. 11:49-50)): «Он как бы так говорил: так как Ты призываешь Меня к Себе, то утверди их в безопасности, потому что Я к Тебе иду» [5, 545]. Именно поэтому в церкви принято ее именовать Первосвященнической:

1.      Молитва Первосвященника о Самом Себе (17: 1-8)

2.      Молитва об учениках (ст.9-19)

3.      Молитва о мире (20-26)

7.

Анна – первосвященник (6-15 гг. по Р.Х.), имел большую власть, так как после него первосвященниками были пять его сыновей и зять. «Как глава первосвященнической семьи признанный глава иудейской теократии. По свидетельству Ин. Сразу после ареста Иисус Христос был приведен в его дом для предварительного совещания о Нем (Ин.18: 13-24).

Каиафа – зять бывшего в прошлом первосвященника Анны. Каиафа действующий первосвященник на момент Пути на Страсти, Страстей и Воскресения Иисуса Христа. Заседание Синедриона, вынесшее смертный приговор Иисусу Христу, проходило под Его председательством (Мф. 26: 57- 27:1).

Пилат – официальный представитель римской власти в Израиле, прокуратор, как и все чиновники, зависимый от политических движений в Риме: в частности, своим положением у руля власти Пилат был обязан покровительству сенатора Сеяна, фаворита императора Тиверия. «Но к тому времени, когда на суд Пилата привели Иисуса, Сеян подвергся опале, и тем самым Пилат потерял точку опоры, которую имел в Риме» [1, 146]. Возможно это обстоятельство заставило Пилата уступить наседавшим на него первосвященникам с требованием утвердить смертную казнь для Иисуса Христа, – несмотря на его симпатию к Иисусу Христу он тут же отступил от желания защищать Господа от фанатиков как только они в качестве последнего аргумента пригрозили доносом на Пилата в Рим Ин.18: 28 –19: 16)

8.

Семь слов Господа на кресте

1.                      Молитва за мучителей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)

2.                      Усыновление ученика матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!..» (Ин. 19: 26-27)

3.                      «Жажду» (Ин. 19:28)

4.                      Ответ Иисуса Христа благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43)

5.                      Крик богооставленности: «Или, Или! Лама савахвани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46; Мк. 15: 34).

6.                      «Совершилось» (Ин. 19: 30)

7.                      Обращение к Отцу: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46; Мк. 15:37, Мф. 27: 50)

В толкованиях, которые мне удалось прочесть вопль богооставленности Иисуса Христа толкуется неоднозначно. К примеру свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что Иисус Христос намерено возглашает это по арамейски, что б было понятно: «свидетельствуя до последнего часа об истине ветхого завета, и не только пророческим, но и еврейским, чтобы им было понятно и внятно» [5, 868]. Но окружающая толпа не поняла слов Господа, тот же толкователь объясняет это непонимание «дерзостью, необузданностью и безумием» [там же]. Блж. Феофилакт Болгарский это непонимание объясняет невежеством: «Люди из простого народа, будучи невежественны и незнакомы с пророчествами, не поняли сего воззвания, и думали, что Христос зовет Илию (не все иудеи знали пророчества, подобно как ныне не все христиане знают Евангелие» [3, 253]. У Гладкова разъясняется так, что евангелисты намерено вписали в Евангелиях этот вопль на том языке, на каком он и был воскликнут Иисусом Христом – на арамейском: «На еврейском языке слово Илия произносилось Елиагу. Поэтому, вследствии сходства этого слова с словом Элои, некоторые из стоящих близ креста, не расслышав всего возгласа, слышали лишь начало его и подумали, что Иисус зовет на помощь Пророка Илию» [1,668-669].

Если можно выразить свою точку зрения, то я бы нисколько не оспаривая толкователей, добавил, что наверняка в еврейском языке того времени, как и во всех других языках любого другого времени происходил процесс старения одних слов и появления новых, так и здесь. Пророческие слова царя Давида, сказанные за тысячу лет до Боговоплощения и вошедшие в богослужение, а значит, что естественно, «законсервированые в книжном языке» (- А.К.) оказались непонятыми современниками Иисуса, никак не ожидавшими у креста, что Распинаемый заговорит книжным языком древних пророчеств. Тот же процесс мы можем наблюдать и в современной России, что обыватели не сразу сообразят о чем речь, если вдруг услышат фразу на церковно-славянском языке.

9.

Явления воскресшего Господа.

а) в Галилее: Явление при море Тивериадском (Ин. 21: 1-23); Явление ученикам на горе, в Галилее, «куда повелел им Иисус» (Мф. 26: 16-20).

б) по Евангелию от Матфея: явление женам-мироносицам, когда они возвращались от пустого гроба (Мф. 28: 9-10); единственное явление воскресшего Господа ученикам по Мф.: на горе, в Галилее, куда повелел идти им Господь (Мф. 28. 16-20).

в) женам-мироносицам: явление женам-мироносицам (Мф. 28: 9-10, Мк. 16: 9; Ин. 20: 14-17) после того как Ангелы у пустого гроба возвестили им тайну Воскресения (Мф. 28: 1-8; Лк. 24: 1-7; Мк. 16: 1-8)

10.

Вознесение

а) О Вознесении говорится в Евангелиях:

от Марка (Мк.16: 19);

от Луки  (Лк. 24: 50-51).

б) Точная дата Вознесения.

«Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который он вознесся, дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, Которым и явил Себя живым по страдании Своем о многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием;» (Деян. 1: 1-3).

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа произошло на сороковой день по Его Воскресении, это видно из свидетельства апостола Луки в Деяниях Святых Апостолов. «…только в Деян., где говорится (1-3) о явлениях Воскресшего в продолжении сорока дней. Эта дата и принята во всем христианском мире…» [2, 156].  

Библиография

1.      Гладков Б.И., Толкование Евангелия, Репринт,М.,2003.

2.      Кассиан (Безобразов), епископ, Христос и первое христианское поколение, М. ПСТБИ, 2001.

3.      Блж. Феофилакт Болгарский, Благовестник или Толкование на Святое Евангелие в 2-х чч. Скит, М., 1993.

4.      Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, изображенные по сказанию всех четырех евангелистов, М., Репринт 1991 г. с издания 1857 г.

5.     Иже во святых Иоанна Златоустого беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, в 2-х кнн. Кн. 2., М., Изд. совет Московского Патриархата, 1993.

Яндекс цитирования
При копировании материала ссылка на сайт обязательна! © iviron.ru 2004-2014
Для создания сайта использован движок Ильи
Страница сформирована за 0.029550075531006 сек.