На главную Библиотечка Конспект по Психологии
Конспект по Психологии

Вопросы по Психологии - СпбДаиС 2007г.

 

 

1. Психология семьи-стили взаимоотношений в семье. 1

2. Стили воспитания. 1

3 Период младенчества – психофизиологические особенности. 1

4 Дошкольное детство.(3,0-6,5 лет) 2

5 Возрастные кризисы. 2

6 Младший школьный возраст(7,0-11,5 лет) 2

7 . Психические и духовные особенности развития ребенка. 2

8 Юношеский период. Юношеский период. 3

9 Психологические проблемы молодого возраста. 3

10 Зрелость. 3

11: Психические и духовные проблемы пожилого возраста. 4

12. Психоаналитич. представленя о развитии личн. (по  Фрейду). 4

13.Теория личности Адлера(1870-1937). 4

14. Аналитическая психология Юнга (1875-1961). 4

15.Гуманистическая психология − основные понятия и проблемы. 5

16. Психология общения. 5

 17. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. 5

18. Восприятие и понимание друг друга. 5

 

 

1. Психология семьи-стили взаимоотношений в семье.

Типы семей: 1) патриархальная; 2) детоцентрическая; 3) супружеская

Патриархальная – вертикально ориентированная. Муж – глава семьи. Жестко закреплены семейные роли.

Детоцентрическая – немногодетная семья. Главное – дети. Ребенок – главный объект внимания.  Функция – продолжение рода.

Супружеская – возн. в XX веке. Родители не отказываются от своих интересов в угоду интересам ребенка. Возникает роль личных взаимоотношений супругов. Гл. цель – взаимное доверие.

З. Фрейд дает классический анализ семьи: функции матери и отца в семье разные. Важнейший этап в становлении психики – период вскармливания, т.к. в этот период закладывается бессознательное.

Эрик Эриксон – делит жизнь человека на три этапа. Каждый этап имеет свою задачу. Задача развития младенца – формирование доверия к миру. У ребенка возникает мироощущение – мир хорош (если все потребности ребенка удовлетворены). Если не все потребности удовлетворены, формируется мироощущение – мир плох.

Эрик Фромм: любовь отца и матери к ребенку различны.

Любовь отца условна – при некоторых условиях, а именно – послушании. Отец берет на себя также функцию наказания.

Мать любит ребенка безусловна. Это условие благоприятного развития ребенка.

Фрейд: мальчик больше любит мать, девочка – отца (эдипов комплекс). Бессознательно мужчина ищет жену по образу матери. Соперничество между отцом и сыном за любовь матери.

Инверсия семейных отношений – главой семьи явл. женщина (работает на производстве). Образ авторитарной женщины. Муж в такой семье становится в подчиненное положение. Дочь тянется к отцу, вырастает невротичной.

 

 

2. Стили воспитания

Отношения родителей к ребенку характеризуются:

1)       степенью эмоциональной близости к ребенку – в какой мере проявляется любовь к нему

2)       степенью контроля: высокий – много ограничений, низкий – все  позволено

На основании этого 4 стиля воспитания:

1)       авторитетный (демократический) – теплые отношения, высокий контроль

2)       авторитарный – холодные отношения, высокий контроль

3)       либеральный – теплые отношения, низкий контроль

4)       индифферентный – холодные отношения, низкий контроль (для ребенка хуже всего).

Эйдемиллер составил характеристики типов воспитания ребенка:

1)       степень протекции – опеки над ребенком

2)       удовлетворение потребностей ребенка

3)       требования к ребенку

4)       санкции, накладываемые на ребенка

5)       воспитательская уверенность и неуверенность родителей

На этой основе построена классификация стилей воспитания (авторы – Эйдемиллер и Личко): 1) гипопротекция – недостаток контроля и опеки. Ребенок без надзора, отсюда его асоциальное поведение; 2) доминирующая гиперпротекция – повышенное внимание. Ребенок тогда протестует или становится безынициативным; 3) потворствующая гиперпротекция – родители потакают ребенку. Растет кумир семьи, уверенный лидер, но не умеет преодолеть трудности; 4) эмоциональное отвержение – ребенком тяготятся, его не любят. Отсюда отрицательное развитие ребенка; 5) жестокие взаимоотношения – враждебность к ребенку; 6) повышенная моральная ответственность – от ребенка много требуют, ребенок боится разочаровать родителей, становится невротиком.

 

 

3 Период младенчества – психофизиологические особенности.

-рождаясь,ребенок физически отделяется от матери,начинают действовать «безусловные рефлексы»(как дышать,как питаться,пищевые рефлексы,т.к.ребенок попадает в совершенно иную среду;есть рефлексы защитные и ориентировочные,реагирует на свет,резкий звук,дотрагивание.

1-й месяц жизни:условные рефлексы(реагир-ет на позу кормления-сосание);на 2-3недели-реакция на звук;на 3-5-зрительное сосредоточие.Ребенок беспомощный,слабый,больше спит,чем бодрствует.В 1месяц- бурная реакция(двигается,улыбается)на маму-«комплекс оживления»,появ-ся потреб-ть в общении.

Младенческий возраст:за 1-й год увелич-ся рост в 1,5раза,вес в 2,начинает различать формы предметов,пространное восприятие.Память:начинает узнавать,страх расставания.присходит речевое развитие:может говорить неск.слов,понимает 10-20слов.

Кризис 1-го года-это переходный период между младенчеством и ранним детством.ребенок начинает ползать,познавать мир,все хочет потрогать,а взрослые не дают(ножи)-для него это кризис-плач,крики,стучит руками и ногами…аффективные реакции.в этот период своя речь(обрывки взосл.речи) и свое понимание предметов и вещей.

Раннее детство(от 1до 3):формируется речь,почти все понимает(м.д.2-3годам)развивается восприятие,мышление,память,внимание.

Мышление:поступает,как увидит у взрослых.

Эмоции:желания неустойчивы и преходящи(не контролирует их),эмоции яркие(не может открыть двери-стучит и кричит).в 2года узнает себя в зеркале.

Кризис 3-хлет:граница между ранним и дошкольным возрастом:пересмотр старой системы соц-хотношений,выделение своего «я».Келер описывает 7 характеристик кризиса:негативизм(все сделать наоборот),упрямство(хочет,чтоды с ним считались),строптивость,протест-бунт,деспотизм(где 1 ребенок,над взрослыми),ревность(«я»главный и 1-й),обесценивание.

Активно познает мир,но внутр.мир простой,живет данными,сложившиеся в ситуации.

 

 

Билет № 4 Дошкольное детство.(3,0-6,5 лет)

Особенности: 1) игра как основа построения новой формы со-бытийности

2)основные результаты развития субъектности ребёнка на ступени одушевления.

1)Ребёнок в этот период не только видит отношения взрослых к предметам и к друг другу, но и хочет действовать как они ( «как большой» ). Но реально как взрослый он действовать не может, поэтому свои желания он начинает реализовывать в воображении. Так возникает игра. Д.Б. Эльконин выделяет следующие компоненты игры: 1) роль, которую берут на себя дети 2) игровые действия, через которые дети реализуют эти роли 3) игровое употребление предметов, заменяющих к.л. предметы из жизни взрослых 4) реальные отношения между играющими детьми, т.е. реплики, замечания.

Роль-это главное, все остальные пункты органически с ней связаны.

Образцом для поведения служат взрослые – их поступки и взаимоотношения.

Образцом могут служить и сверстники, пользующиеся популярностью в их среде.

В сюжете игры дети воспроизводят действительность, которую они видят в жизни взрослых, в их трудовой и общественной жизни. Т.об. игра детей социальна по своей природе. Так складывается детское сообщество и появляется новая форма сознания: «Я – источник действий, желаний, стремлений», или «Я сам».

2)Ребёнок начинает изменятся телесно, накапливается мышечная сила, выносливость, подвижность. Развив. нервн. система, координация. Играя, ребёнок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности. Он открывает для себя наличие переживаний, на основе котор. формируются чувства, этические нормы, моральные переживания.

У ребёнка формируется произвольность поведения, т.е. субъектность, т.е. он начинает формировать механизмы собственного поведения.

Формируется его характер, музыкальные, художественные и др.(общие и специальные) способности.

Сильно развивается воображение, произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания. Формир-ся прообраз мировоззрения. Появляется новая форма речи – сообщение в виде монолога.

Это ещё период вопросничества (почемучка). Формируется самооценка.

 

 

 

Билет № 5 Возрастные кризисы.

Родовой кризис – 2мес. - +3нед. Этот кризис состоит в возможности самой жизни. Роды весьма утомляют ребёнка, отсюда продолжительный сон в первые недели. О трудности также свидетельствует поиск в медицинской практике путей родовспоможения и сглаживания кризиса рождения. Поведение фрагментарно и состоит из небольшого числа элементарных и изолированных рефлексов. Сосательный рефлекс.  Кризис новорождённости – 3,5мес. – 7мес. Исчезают автоматические двигательные акты и складываются произвольные формы поведения. Появляется интерес к различным частям своего тела. Наступает период высокой физической активности. Появляется хватательный рефлекс. Начинает переворачиваться, а затем сидеть без поддержки. Начинает смеяться.

Кризис младенчества – 11-18мес. Это обретение субъектности. Кризис состоит в начале новой ступени психического развития ребёнка – одушевления. Появляется прямохождение и речь. Теперь он попадает в четырёхмерное пространство, как и взрослый. Идёт освоение собственного движущегося тела. Начинает вести себя как независимое существо, появляется негативизм- протест, оппозиция противопоставление себя взрослым.  Кризис раннего детства – 2,5 – 3,5года. Ребёнок становится трудновоспитуемым, строптивым, упрямым. Это симптомы негативизма, это реакция на предложения взрослых, стремление настоять на собственном желании, всё хочет делать сам. Для него обесцениваются игрушки, появляется симптом ревности к младшим. Этот кризис представляет собой смену формы со-бытийности ребёнка и взрослого.  Кризис детства – 5,5 – 7,5 лет. Трудновоспитуем, психическое равновесие нарушается, воля и настроение неустойчивы, утрачивается наивность, непосредственность. Появление манерности, натянутости, нарочитости в поведении. Поведение более осознанное и произвольное. Появляется чувство собственного достоинства.  Кризис отрочества – 11,0-14,0 лет. Это переходный возраст. Противоречивость поведения. Весёлость может сменятся унынием, уверенность переходит в неуверенность, эгоизм чередуется альтруизмом. Это из-за гармональной перестройки. Отношение к себе как к взрослому.   Кризис юности – 17-21 год. Окончание школы, вступление в новую, часто самостоятельную жизнь. Встреча жизненных планов с социальной реальностью. Появляется профессионализм в образовании и матер-я независимость. Сталкиваются с кризисом смысла жизни. Важно найти место в обществе.

Кризис молодости – 27-33 года. Впервые оглядывается на прожитые годы, жизнь перестаёт казаться лёгкой. Иногда разрушаются основы жизни, перестраивается вся личность. Это один из труд-х кризисов.   Кризис взрослости – 39-45 лет. Протекает длительно. Появляются первые признаки убывания сил. Чувствуется дыхание старости. Это возраст подведения итогов. Расхождение мечтаний с действительностью. Поиск духовных ориентиров. Происходит выработка нового Я.

Кризис зрелости – 55-65 лет.  Кажется что все ценностные ориентиры пережить заново, взгляд обращается вовнутрь. Это начало старения. Происходит истаивание деятельной формы бытия человека.  Кризис индивидуальной жизни (старость 62…) Противоречие психических, духовных и биологических возможностей человека.

 

Билет №6 Младший школьный возраст(7,0-11,5 лет)

Особенности: 1) Школьник- первый соц-й статус ребёнка 2) Учебная деятельность как ведущая 3) Основные приобретения в развитии

1)Школьник- это первый соц-й статус, это первая ступень к гражданской зрелости. Он теперь подчиняется новым правилам поведения, начин-ся новая деятельность- дея-ть учения.

Возникает новая форма связей и отношений с действительностью, это уже новая форма со-бытийности, в которой центральное место принадлежит учителю.  Теперь новая система отношений: «ребёнок – родители» и «ребёнок – учитель». Ребёнок становится обособленным в социальном смысле. Семья должна помогать ему, уважать его новое дело. Возникает подражание сверстникам.

2)Основой построения новых связей и отношений с действительностью становится учебная деятельность.

Меняется позиция в оценке вещей и изменений, происходит освоение научной картины мира, под руководством учителя он оперирует научными понятиями, меняется его развитие – для него это тоже новый предмет. Дети стремятся точно соблюдать все новые правила.

3) В школе он – учится учиться, дошкольник становится школьником. Развиваются теоретическое сознание и мышление- анализ, планирование, рефлексия.

Мышление приобретает абстрактный и обобщённый характер. Восприятие приобретает характер организованного наблюдения. Интеллектуальный характер приобретает память. Внимание становится целенаправленным и произвольным. Изменяются эмоции. Складывается новая детская общность. Совместная учебная деятельность способствует становлению личности.  Освоение теоретических знаний полезно сочетать с игрой, трудом и общественно – организационными делами. Труд имеет особо важное значение при формировании нравственных качеств личности.

 

7 . Психические и духовные особенности развития ребенка.

 

    Возраст

                                                 

                                   Что закладывается

      0 (внутри-утробный)

 - запечатляются инстинктивные влечения; обретаются духовные силы в утробе матери, закладывается сила любви к ближнему (способность любить, прощать, терпеть, уступать.

 

  0 – 3      года

Время душевного развития:

- закладываются основы эмоционального контакта с людьми, способы общения (мужской - защита, женский – благодарность);

- формируются все способности ребенка (интеллектуальные, музыкальные, изобразительные, ремесленные – с природными материалами, технические – с техникой, зодческие, лингвистические, растениеводческие, животноводческие, организаторские, квалификационные (типы явлений), ораторские, врачевательские, пластические (пластика тела) и др.). Связи между нервными клетками, которые обеспечивают способность, не востребованную в возрасте от 0 до 3 лет, разрушаются и более не образуются;

- корни психических заболеваний (большая психиатрия) берут свое начало в возрасте от 0 до 3 лет.

 

 

   3 - 5       лет

- формируется подлинное «эго» (индивидуальное), понимание самого себя;

- умение различать события и самого себя в этих событиях;

- корни всех неврозов в этом возрасте.

- ребенок ищет смысла жизни в труде и компенсаторную в игре (доктор, повар, водитель, мама, папа… во всех видах взрослой деятельности, соответственно заложенным – от 0 до 3 лет способностям); с 3-х лет формируется будущее материнство и отцовство;

- возраст любви к матери (одинакого для девочек и мальчиков);

- в 4 года происходит активация всех способностей – необходимо создать условия для их развития.

 

 

   5 – 7 лет

Этап послушания, духовного воспитания (посев добродетелей).

- трудовое воспитание (2/3 свободного времени):

1) по способностям,

2) как отклик на нужду ближнего,

3) самообслуживание.

- Самостоятельная игровая деятельность.

- положительное отождествление себя с родителем того же пола (девочка – роль матери, мальчик – отца).

 

 

  7 – 10 лет

- Период ученичества – закладывается желание и умение учиться,

- почитание родителей (как ученик, ждущий совета от учителя-родителя),

- формирование «эго», которым мы обладаем в настоящее время, морализующее эго – подлинное эго (сформированное в 3-5 лет адаптированное к окружению).

- формирование чувства ответственности, долга.

 

 

 10 – 12 лет

- Активация способностей (многочисленные кружки).

- Телесное становление, положительное восприятие особенностей своего пола при созревании (женственность, мужественность).

Максимальное влияние подростковой среды (исключительная важность школы, выбор внешкольной молодежной организации, воспитательные принципы которой соответствуют вашим).

 

8 Юношеский период. Юношеский период

Юношеский возраст - стабильный период развития. Это период формирования самосознания и собственного мировоззрения и устойчивого образа своей личности; это этап принятия ответственных решений (выбор профессии, места в жизни, создания семьи), этап человеческой близости. Юн. период как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью.

Молодой человек в этот период формирует:

-самосознание - целостное представление о самом себе, своей внешности, умственных, волевых качеств, своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности самовоспитания.

-собственное мировоззрение - целостную систему взглядов, знаний, убеждений.

-стремление заново и критически осмыслить все окружающее. Для юн. п-да св-ны максимализм суждений, эгоцентризм. Стремление доказать свою независимость сопровождаются пренебрежением к советам старших, недоверие и критика по отношению к старшим поколениям. Но юноша вынужден опираться на морал. поддержку ровесников, что приводит к реакции «повышенной подверженности» - единообразие вкусов, стилей, норм поведения и морали.

Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - осн. задача юношеского периода. Происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиций настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиций будущего. Отношения с родителями неравномерны: с одной стороны актуальны процессы обособления, с другой, в юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Реальным партнером становится общественный взрослый, такой как Учитель, Мастер, Наставник Нормой явл. процесс индивидуального обособления в деятельности и личной ответственности за нее внутри группы сверстников. В юности ценится одиночество. Юношеская общительность бывает эгоцентричной, а раскрытие своих переживаний - выше к чувствам других. Кризис юности 17-21 год - вступление в самостоятельную жизнь в обществе. Существует две возможности - продолжить учиться или пойти работать. Образование рассматривается как вид трудовой деятельности. Не поступившие в вузы переживают крушение надежд очень тяжело. Поступившие в вузы часто разочаровываются в специальности, не справляются с учебой и т.д.

Появляется внутренняя неуверенность в себе. В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом - кризисом смысла жизни.

 

 

9 Психологические проблемы молодого возраста.

 

10 Зрелость.

 Зрелость (30-60/70 лет). Самый длительный период жизни. Наиболее значимый период, определяющий и характеризующий жизнь человека в целом. Период полного расцвета личности, когда человек может реализовать свой потенциал, добиться наибольших успехов в жизни. Важнейшей особенностью зрелости явл. осознание ответственности за содержание своей жизни перед собой и перед другими людьми. В зрелости человек отходит от юношеского максимализма, переходит к взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в связи с накоплением жиз. опыта. В зрелом возрасте бывает кризис 40 лет, происходящий от нерешенности экзистенциальных проблем. Возникает неудовлетворенность жизнью, обострение семейных отношений. Центральным возрастным новообразованием можно считать профессиональную продуктивность. Проблемы проф. Продуктивности многие психологи связывают с понятием «акме» - вершины, поры расцвета, после которого наступает период спада жизненной активности. Одна из важнейших задач зрелого человека - воспитание детей. Важна эмоциональная база отношения родителей к ребенку. Обычно рассматриваются три варианта: безусловная любовь, обусловленная любовь и неприятие ребенка. Содержание жизни в зрелости определяется направленностью личности. При гедонистической направленности человек фактически не достигает зрелости, вступая в нее лишь хронологически. При эгоистической направленности профессия и зачастую семейные отношения определяются эгоистическим мотивом (материальный достаток, продвижение по карьерной лестнице и т.д.). Здесь мы можем говорить о проф. продуктивности.

 

 

Вопрс-11: Психические и духовные проблемы пожилого возраста.

Сенсорика: зрение упало, слух притупился. Меняется вкус (стабильность только к кислому и садкому). Идет инволюция: если человек работал творчески, то функции могут оставаться на высоком уровне: (мышление, память, сенсорика).

Интеллектуальность: может быть снижение памяти (на образы, или на слова).

Память: могут хорошо помнить детство, но не помнить то, что было недавно.

Воля: сопротивление невзгодам, характерно старикам.

Вера: могут приходить к духовности.

Долгожители обладают:

1.        Чувством юмора (один из видов психологической защиты).

2.        Нет чувства зависимости.

3.        Большое трудолюбие.

Окончание активной профессиональной деятельности порождает кризисный период- кризис ухода на пенсию.

Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающимся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы “выброшенным на обочину” текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психологического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

 

12. Психоаналитич. представленя о развитии личн. (по  Фрейду).

Родоначальник псиоанал. - Зигмунд Фрейд. Психику представл. в виде айсберга. Осн. часть психики находится под водой (это бессознательное). Сверху только разум (малая часть). В бессознательном все хранится. Человек руководствуется  в осн.(на 90%) импульсами из бессознательного. Пример: дама с зонтиком (ей внушают взять зонтик, и она, не зная того, берет при выходе из комнаты зонтик, хотя он ей вовсе не нужен).

Структура личности по Фрейду: Супер-Эго, Эго и Ид. Ид-это и есть бессознательное. Глав. энергия чел. – это сексуаль. энергия. Её Фрейд наз. Либидо. Супер-Эго – это нормы морали, которые мы усвоили с детства. Супер-Эго делится на 2 части: 1. совесть (приобретается посредством родительских наказаний. Она включает в себя способность критич. Оценки, самооценки. Возникает чув-во вины); 2.Эго-идеал (поощрительное начало). Фрейд рассматривает развитие личности как психо-сексуальное развитие.

 

 

13.Теория личности Адлера(1870-1937).

Концепция из мед. деят-ти − теор. неполноценностей:

1)чел. по-разн. реагир.на собств. биологич.  проблемы. Реакции:

·          начинает беречь больн.орган;

·          еще больше его развивать;

·          развив.др.органы,в качестве компенсац.

=> дело не в «биологии», а в психике.

2)среди «великих» % людей с проблем. здоровья больше,  чем среди обычных людей. =>отреагировали по 2 и 3 типу реакций.

«Неполноценность» − это и есть «больной орган». Это условие развития. 1 вар. − конструкт., развивающ. путь преодоления; 2вар. − деструктивн., болезненное реагир. на собств. проблемы.

       Опред. по какому пути пойдет развитие:

- сила болезни(не хватает сил справ.с болезнью);

- отношение взрослых к болезни ребенка;

- тактика боловства,инфантилизм;

- холодное воспитание;  поддержка в неудачах;

       Возможен переход к комплексу неполноценности. Внутриличн. условия:

1)возникновение проблемы;

2)чел.не готов к решен.проблемы;

3)«я не справлюсь => не буду ничего и делать»;

        Поворот в теор. Адлера − «соц.интерес» −т.е. «мы все люди», ощущение товарищества. Обществен. чувство, кот. слабо развито. Чел. развив. только в социуме, а не сам по себе. Чел. − это его взаимодецств. с др. людьми. Гл. источник проблемы чел. − ОН САМ. «я тогда помог чел., когда его отнош. с социумом стали лучше».

        «Поздний Адлер» − чел. определяется не тем, что было, а тем, к чему он хочет прийти −ставит цель.

        «Жизненный стиль» − цель жизни сформирована в детстве. Проблемы связаны: 1)с неправ. выбором цели; 2) с выбором пути достижения цели.

        Жизненно-важные проблемы: 1) профессиональная (успех зависит не от должности, а от успеха в этой должности); 2)сотруднечества,дружбы,соц.контактов; 3)любви и супружества;

                Адлер противник психодиагностики, т.к. при этом выхватывается часть чел.

14. Аналитическая псих-я Юнга (1875-1961).

                В противове Фрейду: Психея − идея целостности, компенсаторн. отношения; Либидо − псих. энергия, разлита во всей психее. Сознательное и бессознательное. Персона − часть психей, взаимодейст. с внешн. миром. Самость − центр «эго» и его окружность. Св-ва сознания: 1) дискретность (фрагментарность) 2) узость 3) конечно => ошибки, иллюзии 4) «втоичность» (бессозн.- > сознат.) 5) наличие функций: ощущения, мышления, чувствования, интуиция. ЕГО заведует памятью. Внешн. мир. Функц.Персоны: взаимодействие, защитная. Расстройство П.: 1) личностн. инфляция − снижение ценностн. собств. личности. 2) утрата персоны − что внутр., то наруж. 3) регидная (зрелая, негибкая). Анимус, анима − ж/м начала. Находятся на границе душа-тень. Душа − какой я внутри себя. Чем жестче персона, тем мягче душа. Психика изначально двуполая. Тень − 1-й слой бессозн. пережив., опыт, но я в себе это не хочу признавать => уход в тень. Индивидуальное бессознат. − часть бессозн. связ. с конкретн. жизнью. Коллективн. бессозн.: 1) не носит отпечаток индивид. 2) при жизни чел. Не меняется 3) изначально не осознается 4) врожденно, с этим я прихож. в мир: развитее чел., родовое накопление, психол. память. Архетип − форма существов-я без содержания, «заготовка» (как русло сухой реки). 2 группы: структурно-функциональные, ситуационно-проблемные. ВСЕ имеет архетип. Типология личностей: экстраверт (внеш. мир), интроверт (внутр. мир.). Есть и то и др. (амбиверт), но что-то преобл. М/б конфликт (деятельн., семья).

                Отличие от Фрейда: Ю. осторожен с психикой, выход. За пределы индив. псих., секс. институты не ключевые, целостность психики, ввел «коллект. бессозн.».

 

15.Гуманистическая психология − основные понятия и проблемы.

                Оформилась в 60-х гг. XXв. Как система идей − уходит в Др.Грецию, Восток, Возрождение. Это была 3-я псих.революция (1-я − Фрейд; 2-я − бихевиоризм). Название неудачно т.к. оно оценочное (если ты скажишь, что ты не гуманист − тебя не поймут). Это было протестное движение против психоанализа и бихевиоризма. Сегодня это уважаемое направление, но не лидирующее. Представители: Г. Олпорт, А. Маслов, К. Роджерс, Р. Мей, Ш. Бюлер, С. Дшурард, Дж. Бьюндженталь. Основные идеи:

1)       Представление о сущности человека. А.чел. по своей сути отличается от животных; Б.сущность не фиксирована − меняется; В.сущн.чел.позитивно-добра изначально. Два подхода: личностно-центрированный − конструктивн. сущность чел. дана от рождения; экзистенциальный − чел. может выбирать между злым и добрым началом. Гл. принцип гуманизма − ВЕРА В ЧЕЛ.

2)       Предмет психологии − сущностные проявления и качества чел. (творчество, любовь, совесть, сострадание)

3) Цели псих-и: раскрыть, развивать, поддерживать, укреплять сущность чел. Ценностный подход, проблемы добра и зла.

4) Взгляд на развитие чел. А. формирование «извне»; чел. − сырье, из него можно делать заказ.(инжинер). Б. рост как саморазвитие, растет само живое «изнутри» (садовник − создает условия для роста).

5) Методы исследования. Межличностн. диалог. Твоя способность чувств. живого чел. Фасилитация − поддержка развития внутр. процессов.

 

16. Психология общения

Общение-специфич.форма взаимодеств. человека с др. людьми. В общении три аспекта: 1) коммуникативная (сост. в обмене информац.), 2) интерактивная (орг. Взаимодействия между людьмисост. ии три аспекта: перваяуникативная ), 3) перцептивная (процесс восприятия друг друга в ходе общения).

Этапы общения: 1) потребность в общении заставляет в него вступить, 2) ориентировка в целях общения, ситуация общения (зачем происходит общение), 3) ориентация в личности собеседника – кто он такой, 4) планировка содержания своего общения, 5) выбор средств общения: как говорить и вести себя, 6) восприятие ответной реакции собеседника, 7) корректировка направления, стиля, методов общения. Все это должно быть соблюдено.

Критерий эффективности коммуникации: достижение взаимопонимания.

Причины плохой коммуникации: 1) стереотипы – упрощенное мышление относительно предмета общения, 2) предвзятое представление – отвергаем то, что противоречит нашим взглядам, 3) плохие отношения между людьми, 4) отсутствие интереса, 5) пренебрежение фактами – делаем заключение, игнорируя факты, 6) ошибки в построении высказываний (неправильный выбор слов, слабая убедительность).

Общение бывает: открытое – умеет выразить свои мысли; закрытое – не умеет; монологическое – один говорит; диалогическое – оба говорят; ролевое – играет социальную роль в процессе общения; личностное – общение личности с личностью.

Виды общения: 1) контакт масок (формальное ролевое общение), 2) примитивное – ради личной пользы, 3) деловое, 4) духовное, 5) манипулятивное, 6) светское – говорить ни о чем.

Транзактный анализ (Эрик Бёрн): в общении партнеры стоят в определенных отношениях друг с другом: отношение родителя (позиция сверху, наставление), взрослого (позиция на равных), дитя (позиция послушная или бунтующая). Эффективна коммуникация когда партнеры общаются из равных позиций.

 

 

Билет 17. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.

 Вербальное – речь, беседа; невербальное – неречевое. Вербальное (речевое): входят 1) значение и смысл слов, фраз 2) темп речи 3) выразительные качества голоса (плачь, вздох, смех). Невербальные – их изучает науки: 1) кинетика – изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – изучает движение мышц лица, жестика  - изучает жесты, позы, осанку, походку; 2) таксика –изучает прикосновения, рукопожатия, поцелуи итд. 3) проксемика – изучает расположение людей в пространстве при общении, выделят следующие зоны дистанции в человеческом контакте: 1) интимная 15-45 см. – близкие люди, 2) личная или персональная зона 45 – 120 см. друзья и коллеги; 3) социальная 120 – 400см официальные встречи в кабинете. 5) публичная более 4м. с большой группой людей. МИМИКА – мимические выражения т.е. глаза взгляд, лицо человека несут 70% инфо. Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – выражают основные человеческие эмоции.

                1) жесты иллюстратора – это жесты сообщения: указатели (напр. Пальцы). 2) жесты регуляторы – улыбка, кивок, направление взгляда. 3)Жесты эмблемы – заменители слов или фраз (здорово, пока, привет). 4) жесты адапторы – привычки человека связанные с движением рук: почесывание, косание, поглаживание, перебирание карандаша. 5) жесты аффекторы – жесты выражающие через движение тела и мышцу лица определенные эмоции.

Жесты оценки – почесывание подбородка, похаживание. Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды. Жесты самоконтроля – руки за спиной. Жест ожидания – потирание ладони. Жест расположение – прикладывание руки к своей груди.

 

 

18. Восприятие и понимание друг друга.

Восприятие – то, как мы воспринимаем собеседника. Понимание – то, как мы понимаем предмет нашего разговора. Для эффективности того и другого необходимо: 1) вежливость, такт – соблюдай интересы другого, 2) одобрение, согласие – не порицай, 3) симпатия –будь приветлив. Можно пользоваться кодексом делового общения: 1) принцип кооперативности – твой вклад должен быть таким, какого требует направление разговора, 2) принцип достаточной информации – говорить сколько требует данный момент, 3) принцип качества информации – не ври, 4) принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, ищи решения, 5) выражай мысли ясно и убедительно, 6) умей слушать и понимать, 7) умей учесть индивидуальные особенности поведения собеседника.

Воприятие и понимание достигаются с помощью вербальных и невербальных средств – они должны быть отработаны.

Транзактный анализ (Эрик Бёрн): в общении партнеры стоят в определенных отношениях друг с другом: отношение родителя (позиция сверху, наставление), взрослого (позиция на равных), дитя (позиция послушная или бунтующая). Эффективна коммуникация когда партнеры общаются из равных позиций.

Яндекс цитирования
При копировании материала ссылка на сайт обязательна! © iviron.ru 2004-2014
Для создания сайта использован движок Ильи
Страница сформирована за 0.058638095855713 сек.