На главную Библиотечка Конспект лекций по предмету «Социология»
Конспект лекций по предмету «Социология»

Конспект лекций по предмету «Социология». СпбДАис

 

Социум – общество.

Социология – о социальной системе, о макро и микро группах общества, о личностях.

Прикладная социология.

Стратификация общества – деление на богатых, средних, бедных и нищих (классовая).

Национальное деление – (славянское население в  России снижается).

Гендельная структура (половое деление).

Территориальная структура – география.

Экономическая структура – (рабочие) – промышленное деление.

Политическое деление (партии).

Религиозная структура.

 

Микрогруппы – от 1 до 30 чел. (7-15). Основная ячейка – семья.

 

Личность – как член группы; как система отношений с миром; и внутригрупповые отношения.

 

Огюст Конт (1798-1857гг.) – основатель науки. Позитивист (естественно-научный подход к социальным явлениям), изучение объективными методами. Назвал учение – социальной физикой.

2 раздела:

- социальная статика (устойчивость)

- социальная динамика (явления и развитие)

а) теологическая стадия (общество - религия).

б) метафизическая стадия (общество- философия)

в) позитивная стадия (общество - наука)

 

Большое значение придавал морали (важнее, чем экономика и все остальное). Общество без морали порождает энтропию. Первый предложил  корпус методов в социологии: эксперимент, наблюдение, сравнение исторически-генетическое.

 

Герберт Спенсер (1820-1903гг.), англичанин – понимал общество как организм, в котором каждый социальный слой выполнял определенные функции. Также эволюционизм: эволюция органического мира, животного, психическая, социальная эволюция (совокупность людей, группа).

Над-органическая эволюция – этика.

2 типа общества:

- военное общество (Древний Египет, Спарта, Россия XIXв.) – консерватизм, подавление инициативы, запреты, иерархия, изоляция от внешнего мира;

- промышленное общество (современный ему мир) – «разрешено все, что не запрещено законом», плюрализм, веротерпимость, права человека, поощрение новаций.

У каждой социальной группы свои функции, но со временем функции дробятся.

Социальный институт – семейный (домашний); поддерживание традиций и обрядов; политические институты; профессиональные институты.

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.) – французский ученый, позитивист. Исходил из социального факта – только его надо изучать, как некие вещи и реальности, и между ними необходимо определить причинно-следственные связи.

- социология должна быть объективистской (т.е. ученый должен изучать непредвзято)

- целое больше части (приоритет общества над личностью).

Ввел понятие коллективного сознания, которое возникает в процессе взаимодействия людей (мыслей, чувств, действий).

 Теория социальной солидарности: механическая солидарность порождается религией (неукоснительное подчинение традиции и культуре); органическая солидарность – разделение труда и взаимодействие между разными элементами: осознание зависимости человека от общества и гармонический обмен солидарностью.

В либеральном (свободном) обществе растет преступность и самоубийства. Написал книгу «Самоубийство».

 

Макс Вебер (1864-1920гг.) – немецкий ученый, придерживался мнения о естественных науках и гуманитарных. Людей невозможно изучать без понимания их сознания. Социология это пограничная наука между ними (гуманитарное изучение индивидов). Разработал метод идеальных типов: научная конструкция по изучению общества.

Социальное действие – единицы изучения (поведение людей или индивида):

1) сознательное действие;

2) ориентированность на других людей.

Типология социальных действий:

- цель – рациональное действие (целенаправленность);

- ценностно рациональное действие (аксиология);

- традиционное действие (подражательность);

- аффективное действие (эмоциональное неосознанное).

Описывал легитимность и нелегитимность власти. Власть должна быть легитимной не только в государственном и юридическом плане, но и в ценностно-нравственном, моральном плане! Называл западное капиталистическое общество протестантской этикой.

Теория социальной стратификации: факторы владения недвижимостью и политической властью влияют на общественное движение и управление.

 

Карл Маркс – основа общества – средство производства, концепция общественного развития (прогресс присущ обществу).

 

Зигмунд Фрейд – 3 компонента человеческой личности: оно (it) – бессознательное (инстинкты); я (ego) – сознание; сверх-я (super ego) – влияние социума.

1. Субъект наблюдения.

2. Объект наблюдения.

3. Методика.

4. Ситуация.

5. Метод изучения документов.

6. Анализ (content - analisis).

 

С середины XIX в. в России появляется социология. Возникает школа субъективной социологии.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900гг.).

Николай Константинович  Михайловский (1842-1904гг.).

 

Противостоял западному позитивизму (человек, как предмет, ячейка общества). Они заявили, что прогресс есть улучшение народной жизни.

Народ пассивен. Михайловский написал книгу «Герой и толпа». Личность важнее общества, которое состоит из личностей.

Задача социума в том, чтобы раскрыть гуманистическое содержание социологии и применить его на практике. Найти «войти» на место другого человека и понять его (в субъективный мир человека) и только тогда будут сделаны правильные выводы.

 

Южаков С.Н. и Кареев Н.И. (историк, социолог).

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968гг.). В 30 лет написал 2-х томную работу «Система социологии». В Петербурге организовал кафедру социологии.

Неопозитивистическая социология – наука объективистская, конкретная; изучение поведения человека, который меняется под воздействием разных факторов (внешних), не беря во внимания внутреннее состояние человека.

Культурные типы человека (3 типа):

- сенсуалистический (чувственный, когда общество живет материалистическими ценностями) Др. Греция, Рим, язычество;

- идеалистический (общество становится более дифференцированным понимается что есть и некоторая мистика) – переходный период;

- религиозный тип.

Все эти типы находятся вместе в обществе, но один преобладает над другими.

 

Социология личности (Платонов):

Аксиология (мировоззренческие ценностные ориентиры)

Внешние факторы (накопление и анализ)

Психические процессы (чувства, интеллект, воля)

Темперамент (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик)

 

Социологические методы:

Опросы (анкеты, интервью)

Наблюдение (за поведением)

Изучение документов (анализ письменных источников).

 

Яндекс цитирования
При копировании материала ссылка на сайт обязательна! © iviron.ru 2004-2014
Для создания сайта использован движок Ильи
Страница сформирована за 0.03107213973999 сек.