Иверский монастырь

Валдайский Иверский монастырь

 

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать монастырь на Валдайском озере Алексею Михайловичу. Последний одобрил предприятие Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
 

 

 

 

Генплан 
печать0.jpg

 

 

Функциональные особенности Успенского собора Иверского Валдайского монастыря
 

Древнейшие страницы истории Новгородской земли с трудом читаются сквозь сказочный туман преданий, легенд, и сказаний. До недавнего времени эти легендарные сказания, и древнии акты1, были единственными источниками для изучения наиболее ранней поры истории и Иверской обители на Валдае.
Широко развернувшаяся в последнее годы комплексная реставрация и реконструкция Валдайского Иверского монастыря осветила многие основные вопросы начальной истории обители, но, все же, и поныне ряд проблем, связанных с древнейшими судьбами монастыря, остается неразрешенным. Особенно то, что касается не архитектурных трактовок, колорита и декора, а зачастую утерянного понимания, нами современными людьми функциональной значимости того или иного объекта. Также следует отметить, что современный архитектор-реставратор, зачастую далек от церковной среды и понимания функциональных потребностей Церкви.
Автор, являясь и архитектором-реставратором и священнослужителем, берет на себя смелость затронуть те вопросы современной реставрации, которые избегаются светскими реставраторами, вообще, и в частности вопросами, возникшими при комплексной реконструкции Валдайского Иверского монастыря.
Поражает своими архитектурными особенностями, не свойственными XVII веку, главный монастырский храм. Успенский собор - это одно из первых детищ святейшего патриарха Никона, и поэтому он создавал его с особой любовью и уникальностью.


Идеей регулярности и упорядоченности, вводимой патриархом Никоном в систему богослужения, пронизана и архитектура. Именно необходимость удобства в богослужений, во многом сказалась в уникальности собора.
Соборному пятиглавому, шестистолпному, трехнефному храму было отведено главное место в панораме монастыря. (рис. 1) Мастер собора Аверкий Мокеев. Годы создания собора 55-56 XVII столетия.2
Облик собора, расположенного в самой возвышенной части Сельвицкого острова Валдайского озера, его масштаб и пропорции, оттененные простотой форм, создавали впечатление той монументальности, сдержанности и величия, которые вполне отвечали никоновскому пониманию зодчества. Впечатление грандиозности создавалось за счет такого соотношения архитектурных масс, при котором низкая обширная галерея противопоставлялась стройному, устремленному ввысь объему собора. Устройство круговой галереи, опоясывающей храм со всех четырех сторон, включая и алтарные выступы, было исключительно Никоновским новаторством. (рис. 2) В древнерусском зодчестве имеется немало примеров применения галереи - паперти в храмах, но эти галереи, как правило, охватывали здание только с двух или трех сторон.3
Функциональное значение оправдающее это новшество в архитектуре по мнению автора является объединение русской и греческой традиции проведения крестных хоров. В Византии, а затем в Греции, не приняты были крестные ходы вокруг храма, а подобно как на богослужении, выходя северными дверями в галерею, затем по галереи с остановкой перед западными дверями с чтением Евангелия и далее до южных дверей входя в храм. Патриарх Никон хотя объединить русскую традицию хождения вокруг храма и греческую создал эту уникальную галерею, которая повторилась и при строительстве Ново-Иерусалимского монастыря.4 Также это была функция и некрополя, где хоронили наместников монастыря и храм соединяя над ними дольний и горний мир, делал, их, вечными молитвенниками за Иверскую обитель. Эти функции хотелось бы использовать и сейчас.
Далее говоря об особенностях собора, это стены собора были расчленены простыми, сильно выступающими лопатками, обогащающими гладь почти необработанной стены светотеневой игрой. (рис. 3) Все это очень не похоже на нарочитое узорочье московских храмов XVII столетия.
Между лопатками Аверкий Мокеев расположил огромные окна, лишенные наличников. Их заменили широкие откосы. Окна подобных размеров до того не встречались в русском церковном зодчестве. Собор освещался не только благодаря применению огромных боковых окон, но и за счет использования световых барабанов глав. При этом необычными казались не только значительные размеры верхних окон, но и сам принцип светового пятиглавая, забытый к этому времени, кстати также от Византии. Отметим, что характерной чертой всех никоновских построек является их великолепная освещенность естественным светом.5 Это не только свидетельствует о прогрессе в строительном деле, но и о стремлении Святейшего наполнить дом пресвятой Богородицы «Светом Истинным».
Особая роль в патриаршем строительстве отводилась мастерам, приглашенным «из-за польского рубежа» - белорусским ремесленникам, прибывшим к иверской стройке вместе в кутеинскими старцами монахами. Эти мастера были привлечены не только к строительству, но и к убранству интерьера главного собора Иверского монастыря.
Валдайский иконостас являет собой первый пример использования в древнерусской архитектуре так называемой «белорусской рези», широко распространившейся в России в конце XVII столетия. В этом иконостасе был впервые применен мотив сквозных резных колонок, увитых виноградной лозой – знаком благодатного Божественного присутствия в храме. (рис. 4) Сейчас данный иконостас не был восстановлен.
В XVIII – XIX веках переделки затронули не только интерьер, но и фасад храма. Собор перестраивался после пожара 1704 года, когда пострадавшая от огня медная кровля была перекрыта тесом в первоначальных формах, а главы собора вместо железа покрыты лемехом, «деревянной чешуей». В 1797 году на храме появляется железная четырехскатная кровля, нарушавшая пропорции здания и закрывавшая декор барабанов, в дальнейшем мы вернемся.6
В 1965 году начались реставрационные работы по восстановлению Успенского собора и других архитектурных памятников монастыря. Работы возглавлял известный Новгородский архитектор Красноречьев Леонид Егорьевич. Тогда было решено восстанавливать собор в формах XVII столетия. Что и было выполнено в ходе реставрационных работ 2005 - 2007 годов под патронажем тогда президента России Путина Владимир Владимировича.
Сейчас остановимся на тех функциях найденные при реставрации 2005-2007 годов, но не востребованных в современных условиях. Натурные исследования 2006 года дают нам новое представление о кровле Успенского собора, на период XVII века, это использование ее как смотровой площадки по всему периметру кровли, давая насладиться всей красотой Валдайского края, по словам патриарха Никона который сказал: «На небе рай, а на земле Валдай…»7
Это подтверждается существованием широкой внутристенной лестницей ведущей на чердак (рис. 5) и следами на барабанах от балок подтверждающих существование очень пологой кровли не свойственной для изобильного снегом Русского края. Это функция также не вошла в реставрацию.
Также, с XVII века в устных сказаниях дошедших до нас, пока по неподтвержденным письменным источникам8 существует дивное описание того как патриарх Никон войдя в пустой храм и войдя в алтарь в открывшиеся перед ним Царские врата был поражен многоголосным пением как бы «с небеси», наполняющим весь храм. Это натолкнула нас на мысль, что хоры были расположены, в алтарной части собора. Дальнейшие натурные исследования 2006 года, следов от тябл и балок (рис. 6) и сохранившаяся внутристенная лестница в алтаре, ведущая на несуществующий деревянный второй ярус подтверждают это. (рис. 7) С этого деревянного яруса служащим как бы мостом к арке между восточными столбами и апсидами, мы попадали на хоры открывающиеся внутрь алтаря с северной и южных сторон. Также это предположение подтверждается позднейшими аналогами, дошедшими до нашего время и до сих пор выполняющими свою функцию. Это построенный в конце XIX века Крестовоздвиженский собор Белогородского Свято-Никольского мужского монастыря Пермской области, где и поныне на хорах в алтарной части собора, поет братия монастыря. Это функцию также не затронула современная реставрация.
И заканчивая свой доклад, скажим о том что, пройдя всю компклексную реставрацию изнутри в качестве технадзора от лица монастыря, сожалеем что все таки так до конца и не нашлось точек соприкосновения между светским подходом к реставрации и функциональных нужд Церкви и в частности Иверского монастыря. И это отразилось не только на Успенском соборе, где это не так существенно, но и на Настоятельском корпусе, где восстановленные маленькие окна на период XVII века, привели к полной непригодности эксплуатации здания и на Трапезном Богоявленском храме, где восстановленная уникальная одностолпная трапезная палата, лишила монастырь храма, в современном функциональном его использовании.
Но что встает на пути решения этих проблем? Это многочисленные и многолетние согласования на уровне Министерства Культуры и Охраны памятников. Где все-таки тоже более светский подход к пониманию функциональных нужд Церкви. Автор это доклада же видит решение этой проблемы во внедрении должностей архитекторов и реставраторов в структуру Церкви, при Патриархии и Епархиях. И даже может быть обучению архитекторов-реставраторов в семинариях, так же как это происходит на примере иконописных отделениях при Духовных Семинариях, не отделяя внутреннее убранства интерьеров храма от самого храма, являющимся домом Божием.




БИБЛИОГРАФИЯ

1.Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582 – 1706, собранные архимандритом Леонидом // Русская историческая библиотека. Т. 5. СПб. 1878. № 62. Стб. 162.
2.Архив УГК ОИПИК (Новгород), № Р-2432. С. 45. Сивак С.И. Историко-архивные и библиографические исследования по комплексу Иверского монастыря в г. Валдае. Книга 2. Историческая справка. Глава1. Строительство XVII в.
3.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С.88-94.
4.Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого, монастыря. М., 1876. С.762.
5.Никон, патриарх. Слово благополезное о создании монастыря Пресвятой Богородицы Иверской и Святого Нового исповедника и священномученика Филиппа, митрополита Московского и всей России чудотворца на Святем озере // Рай мысленный. Тип. Иверского монастыря, 1658/59. С 73.
6.Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине ХVII века. Вып. IV. М., 1898. С.63.
7.Петр, архимандрит. Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря Новгородской епархии. СПб., 1850. С.41-42.
Яндекс цитирования
При копировании материала ссылка на сайт обязательна! © iviron.ru 2004-2014
Для создания сайта использован движок Ильи
Страница сформирована за 0.083607912063599 сек.