На главную Библиотечка Эгзегетика Ветхого Завета. Тихомиров
Эгзегетика Ветхого Завета. Тихомиров

1. Основные правила современной экзегезы (грамматико-филологический разбор текста; исторический контекст: исторические реалии, литературные параллели; определение жанра; традиция толкования; актуализация текста).

См.: Брюггеман У. Введение в ВЗ, канон и христианское воображение. М., 2009.

См.: Гордон Фи. Экзегезис и духовность: мысли о замыкании экзегетического круга / Мир Библии. Вып.4, 1994.

Определение литературного жанра позволяет понять, что мы можем почерпнуть из данного текста. 1-11 гл. Бытия основаны на Ближне-Восточных мифах.

Миф – жанр, который даёт возможность передать некий глубинный смысл, которого не может передать точно историческое повествование. Если рассмотрим историческую достоверность, то окажемся в сложном положении. Это не историческое повествование в строгом смысле. Это особого рода тексты.

Библейский текст – открытый и живой, Священное Писание. Должен оставаться актуальным для любого времени и отвечать на его запросы.

Библия – вечный источник Откровения. Библейский текст не может исчерпываться одним или даже несколькими толкованиями и открыт к экзегезе всегда.

Сам Библейский текст – толкование на какое-то событие, откровение Священной истории.

Перевод Акиллы как альтернатива LXX, воспринимают как неудачный, т.к. перевод-калька.

Перевод должен быть в чём-то буквальным, но буквальность не должна довлеть (затенять) над смыслом текста.

Иудейские Древности Иосифа Флавия являлись попыткой толкования.

Ап. Павел разрабатывает (2Кор3:14) правила толкования (герменевтика) – христологический принцип толкования.

ВЗ тексты можно рассматривать и отдельно, т.к. дают основу Богословия.

Важен святоотеческий период в истории Церкви. Экзегеза представлена чрезвычайно разноплановой – буквальное и аллегорическое толкования. Разные методы, отличающиеся друг от друга. Нет consensus patrum.

Экзегеза должна отвечать на насущные проблемы общества. Разные подходы существуют и сегодня.

Фундаменталистический подход: всё, что в Библии – исторически достоверно.

План Толкования:

1. Филологический анализ.

2. Религиозно-исторический анализ.

3. Святоотеческие и иудейские толкования.

4. Вопрос о современной актуальности.


2.    Основные темы Библейского пролога (Быт. 1-11). Источники текста Библейского пролога, согласно выводам библейской критической науки.

Теория документов о происхождении Пятикнижия.

См.: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.

См.: Ценгер Э. Введение в ВЗ. М., 2008.

К 19 веку в трудах Велльгауза складывается документальная теория, которая определяет для 5 книг 4 источника:

Яхвист  –             J (9 в.) Юж.Царство – Иудея.

Элогист –            Е (8 в.) Сев. Царство.

Девтерономист – D (7 в.) Время царя Осии.

Пристеркодекс -  P (6-5 вв.) Окончательная редакция.

Распределение источников:

1:1-2:4 а– P кодекс.  В Шестодневе : – Элохим.

2:4в – J кодекс                                       - Яхве Элохим.

Разный словарный состав, разное построение текста.

ВЗ литература создавалась в среде, где некие базовые сюжеты передавались и заимствовались от одного общества к другому. Израиль сопричастен общему культурному наследию Востока. Использовали тот же материал, что и соседи. Заимствуют, как общекультурное достояние древности. Этот материал автор использовал для собственного содержания.

Окончательный текст – результат длительной редакции и оформления традиции.

Сходство Шестоднева с древне-месопотамской космогонической поэзией (Энума Элиш). Текст изменён, чтобы выразить веру Израиля. Время текста – 6-5 вв.


3.    Шестоднев как заглавный библейский текст.

Анализ текста. Раскрыть тезис: Литургическое предназначение, религиозный опыт.

См.: Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания / Альфа и Омега №2 (43). М., 2005.

Творение мира. Всё, что происходит в Библии – действие Божие в мире. Мир зависит от своего Творца.

Текст Шестоднева – Литургический текст. Картина мира Шестоднева далека от сегодняшнего (РАЦИО) представления о мире. Текст имеет особое значение - ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ – то, что человек может воспринять чувствами.

Плоская земля – это эмпирическое восприятие (когда эмпирика, то чувства уходят).

Назначение Шестоднева – РЕЛИГИОЗНОЕ – для переживания. Момент постижения!!!


4.    Содержание слова «начало» в Быт. 1, 1.

«решит», «principio», «arci» - начало. См.: Вестей Ю. Три понимания начала книги Бытия / Страницы 2:4. М., 1997.

 «Решит» - начало. Один раз, вбирает в себя всё. Два плана бытия: верх и низ.

 

Небо  «хашамаим» - высота; то, что наверху.

Земля  «хаарец» - то, что внизу.

 

Небо и земля – всё мироздание в его полноте.


5.    Реалии «земли» Быт. 1, 2.

«тоху вахоху», «техом». См.: Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания / Альфа и Омега №2 (43). М., 2005.

Конкретизируется «земля», которая «безвидна и пуста».

Тоху вахоху – пустота.          Хошек – тьма.

Техом – бездна.                     Хамаим – вОды (двойственное число).

 

Хаос и бесформенность. В Шестодневе – это просто материал, из которого Бог созидает мир посредством слова: «И сказал, и сделалось».


6.    Быт. 1, 1-3: грамматические варианты прочтения — традиционное, прочтение РаШи и Авраама ибн Эзры.

См.: Вестей Ю. Три понимания начала книги Бытия / Страницы 2:4. М., 1997.

«Бэ» - предлог, означ. «содержащий внутри». Физическое начало мира во времени.

1) «Берешит» понимается как онтологическое начало. От «рош» - голова.

2) Начало творения мира. Принцип изначальности.

Книга Бытия даёт нам возможность и так и так подходить к этому вопросу.

1.1. – status constructus (придаточное время) – 2 варианта прочтения:

1).- главный предл. 2-й стих

2).- главный предл. 3-й стих, а 2-й так же придаточный.

1) – предложен ибн Эзрой в 12 в.

2) – предложен Соломоном Ицхак (Раши) в 11 в.

В начале творения Богом неба и земли, когда земля была…., тогда сказал Бог: «Да будет свет..».

Первый акт творения во 2) – свет.

Наше современное понимание: творение неба и земли… и дальше. Если 1) или 2), то Бог творит уже из существующего материала (со света, а земля уже была).

Разделение проявляется в новых переводах. Некоторые переводы придерживаются традиционного понимания, но есть и другие…


7.    Понимание концепции творения Шестоднева, исходя из вариантов прочтения, библейского контекста, древних греческих переводов.

Либо творение неба и земли, либо сотворение материала для творения, из НИЧЕГО. То есть земля – предсуществовала (по вариантам прочтения).

Второисайя: развивается концепция творения всего (сущего)! из начального хаоса.

45:7 Библейский контекст даёт традицию такого прочтения.

 


8.    Поэма «Энума элиш», как образец древнесемитских представлений о происхождении мира и человека: общность и расхождение с Шестодневом.

Все Библейские тексты основаны на той или иной литературной традиции. Текст Шестоднева сравнивают с этой древней поэмой. Параллели здесь очевидны.

«Энума Элиш» - «когда наверху». Древний вавилоно-аккадский эпос о происхождении богов, людей и мира.

Семичастный характер, общие представления о конструкции мироздания. Теогония и космогония. Найден при раскопках Ниневии в 1849 г. Генри Лоярд. Опубликован Джоном Смитом в 1877 г. Сохранён на 7 табличках не полностью. Восходит к 18 в. до Р.Х. 160 строк. Текст литургический, который зачитывался на новогодний праздник.

Представлен первобытный хаос. Персонифицируются в первой супружеской паре: Абсу (владыка и бог мирового океана, подземных пресных вод) и праматери Тиамат – воплощение первозданной стихии, сил хаоса, олицетворяет солёные воды океана. Фигура ещё из шумерского мира: 7-главая гидра или дракон.

1. Из смешения вод Абсу и Тиамат появляется первое поколение богов, однако Абсу решает уничтожить своих первых детей, которые пытались упорядочить хаос. Боги усыпляют Абсу и убив его, разделяют на части. Рождается Мардук. Тиамат порождает чудовищ, дабы отомстить богам за смерть Абсу.

2. Мардук соглашается сразиться с Тиамат, в замен просит первенства среди богов и право решать судьбы.

3. Боги после пира соглашаются избрать Мардука.

4. Битва. Мардук бросает сеть и побеждает. Разрубает пополам тело Тиамат: делает небо и землю.

5. Мардук творит звёзды, делает сияние луне и солнцу, определяет день и ночь.

6. На совете богов излагается план создания человека. Из крови убитого им чудовища Кингу (порождение Тиамат) создал человека для служения богам.

7. Гимн богов Мардуку, творцу вселенной с перечислением его 50 имён, соответственно проявляются его силы.

Шестоднев разрывает концепцию древней традиции Теогонии и Космогонии, он принципиально натуралистичен. Нет рассуждения, откуда появился Бог. Бог первичен по отношению к творению.

Любой текст не рождается на пустом месте, создавая свою традицию. Не знаем, что Он – «до». Мы знаем, что Он – Творец мира.

Шестоднев передаёт религиозный опыт. См.: Ж. Даниелю. В Начале.


9.    Глаголы «творения» в Шестодневе.

«бара», «аса».

См.: Грилихес Л., прот. Древне-еврейский глагол «бара» - сотворил. Опыт богословской интерпретации / Альфа и Омега №3 (47). М., 2006.

«Бара» (творить) - 1:1, 21, 27; 2:3, 4а. Используется всегда только тогда, когда творит Бог.

«Аса» (делать, созидать) – 1:16, 25, 26; 2:3, 4 b.

Эти два глагола являются ||-ми. Невозможно разграничить эти 2 глагола, т.к. они переплетаются. И нет оснований чётко их разграничивать по свойствам.

 

10.    Дни творения.

Что в какой день – последовательность.

1 – свет (ор)     ст.3-5                                             Свет         День        Вечер

                                                                       Д-1 -  ------    -   --------   -  ---------

                                                                                 Тьма         Ночь        Утро

Это реальность времени. «Решит» - начало – не предполагает этого временного начала. Творение здесь получает начало во времени.

2 – твердь (ракия) посреди воды  ст.6-8  Купол или свод, что-то твёрдое. Должно сдерживать массу верхних вод. Созданием этого купола разделяется хаос на «воды над твердью» и «воды под твердью»

Воды над твердью                  Вечер

                                              Д-2 -    -----------------------    Небо  -   -------- -

Воды под твердью                  Утро

 


3 – вода под твердью. ст.9-13. Творческое слово Божие обращено к  . Вода собирается в одно место – появляется суша.         

                                                                        Суша      Земля        Вечер

                                                             Д-3 -    ---------  -  ---------  -  ----------

                                                                                   Вода         Море          Утро

 

4 – светила на тверди небесной, дабы светить на землю. ст.14-19.

 

                                                                                  Светило Большое

                                                                     Д-4 -     -----------------------   - Твердь небесная

                                                                                  Светило Меньшее

К 4-му дню мир сделан, а 5 и 6 – заселение людьми и животными.

 

5 – «Рыб и пресмыкающихся»  ст.20-24.

 

6 – «Душу живую по роду её». ст.25.

«Душа живая» (нефэш). Изначально это – дыхание. То есть творятся живые существа в противоположность неживой природе. Дыхание и движение.

Творение предполагает, что живые существа соприродны первозданным стихиям мира: вода и земля. Бог непосредственно участвует в создании живых существ. Дар жизни – это дар Божий. Бог – источник жизни.

7 – человек. ст.26-28.

«Целем» - образ, тень, очертание, облик.

«Демут» - подобие, внешнее сходство.

Они близки по значению и смысл, что человек творится как Бог. Нет и не может быть никакого подобия для Бога (Ис.17:25).

В чём сходство? Ключом может служить «целем» (Чис.33:52; 1Цар.6:5-11; 4Цар.11:18; Иез.7:20; Дан.2:31;3:1; Амос 5:26). «Целем» - когда речь идёт в практике языч. идолопоклонения.

Поставить божество – значит заявить его власть над этим местом. Изображение – это символ власти.

Человек является выразителем власти, воли Бога над творением!!!

«Демут» - как полновластный и полноценный выразитель.

2 раза повторяется о владычестве человека. 26 стих можно разбить на 2 части по принципу Библейского параллелелизма – подчёркивается одна и та же мысль, одно определяет другое.


11.    Образ мира.

Концепция и видение мира. Картина мира.

Земля воспринималась как некий круг, который был окружён океаном солёных вод и плавает на бездне пресных вод. Сверху небо – твёрдая конструкция, некий купол, который удерживает верхние воды. Проводники вод – облака.


12.    Творение растительного и животного миров.

3-й день – земля обустраивается. Растительный мир относится к устройству земли.

Особенности: стихии - вода и земля участвуют в этих деяниях.

К 4-му дню - всё освещено светилами.

5-й день – заселение водной стихии.

6-й день – заселение земли.


13.    Особенности словоупотребления терминов «земля», небо», «душа».

2 плана бытия: верх и низ. Какая земля? Материал – хаос.        1 ст. – начало всего мироздания.

Каждый день – действие в отношении этого хаоса.                      2 ст. – творч. действие Божие над материалом.

Образующие стихии мира. Рыбы соприродны воде, животные – земле.

Образ горшечника, который вылепливает человека из праха земного. Душа – земное существо, которое дышит и движется. НЭФЕШ – дыхание. См.10 вопрос: 6-й день творения.

 

14.    Творение человека.

Владычество над миром. Оно отражается в тексте. 26 стих - ||-лизм. 2-я часть является раскрытием 1-ой.


15.    Богословие Шестоднева.

Осмысление происхождения мира. Бог – иной от мира.

1.      Бог – Творец мира – bara                       В Шестодневе как синонимы.

2.      Бог – Устроитель мира – asah

3.      Бог – Источник жизни (дыхание и жизнь – дар Божий)

4.    Бог – Хозяин, Господин (и Сказал – и сделалось, Повелел – и стало так. Властное слово, которое претворяется. Это образ Бога в человеке).

Это 4 истины, которые мы узнаём из Шестоднева. Богословие не завершается этими истинами. Они дополняются постоянными откровениями.

 

16.    Шестоднев как основополагающий текст библейского богопознания.

Функциональное предназначение – религиозное, скорее всего – литургическое. Опыт постижения Бога через созерцание творения., через экзальтацию. Прем. Солом.13 и Рим.1:20 – здесь сообщается, что изначальный опыт познания передаётся через творение. «Доксология» - высшее религиозное чувство.

|| с Бытием – Иов 38; 130 Псалом.

Созерцание творения, экзальтирующее описание àПрославление Творца, то есть высшая форма религиозной экзальтации. Переживание сопричастности себя  к миру à постижение Бога.

Религиозный опыт – всегда чувство!!!

Библейский текст передаёт религиозный опыт – передача чувств (доксология).

Рим.1:18-20 «Открывается гнев Божий…». Ап. Павел повторяет Библейские истины из Премудрости 13 гл. Текст Шестоднева передаёт религиозный опыт, основанный на созерцании красоты и переживаний. От переживания мира à к познанию и возвеличиванию Творца. Постижение Бога – от творения.

Иов 38 || Пс.103. Иов начинает видеть творение глазами Бога. Созерцание мира à разрешение своей ситуации Иов 42 гл.

Когда Иов познаёт, тогда начинает познавать и постигать (через переживание, ступор, остановку, восхищение).

Шестоднев – начало религиозного опыта. Ставит свои задачи и ценность его именно в этой постановке. Он показывает направление. Сообщает религиозные истины в историко-повествовательном жанре, но это -

НЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТИНЫ!!!


17.    Святоотеческая экзегеза Шестоднева.

Не надо!!!! Не давал!!!! :)

Яндекс цитирования
При копировании материала ссылка на сайт обязательна! © iviron.ru 2004-2014
Для создания сайта использован движок Ильи
Страница сформирована за 0.094835996627808 сек.