На главную Библиотечка Экзегетика книги Деяний
Экзегетика книги Деяний

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПРЕДМЕТУ
«ЭКЗЕГЕТИКА КНИГИ ДЕЯНИЙ АПОСТОЛЬСКИХ»
для студентов  III курса СПбПДА библейского отделения


Преподаватель: протоиерей Георгий Шмид

 

Надо  знать кратко все  события по книги Деяний

 

1. Деяния Апостольские, 1-я глава:
    - Рекомендации Лукиана Самосатского историку;
        - Основные темы пролога (стт. 1-11);
    - Вопрос апостолов (1,6) как вопрос о мессианстве Иисуса;
    - «Царство Израиля» в понимании св. Луки;
    - Тема Св. Духа и Пролог;
        - Вознесение Иисуса (1,9-12) и литературные параллели в эллинистической литературе (Овидий), в еврейской традиции (Илия, Енох, Иосиф Флафий, Филон Александрийский).
    - Значение Вознесения у св. Луки;
    - Литературные прототипы Вознесения – вознесение Илии и Моисея – как условие сообщения (передачи) пророческой силы;
        - Избрание Матфия (1,15-26) в связи с общим порядком следования событий 1-й главы;
    - предательство Иуды и восстановление числа 12-ти;
    - символика числа 12-ти в Евангелии от Луки;
    - кончина Иуды у Матфея и Луки; трактовка гибели Иуды, предлагаемая в Деяниях.

2. Деяния Апостольские, 2-я глава:
        - Дар Св. Духа. Пятидесятница: символика события (шум, ветер, огонь, говорение на языках), ее предназначение;
    - Связь 50-цы с дарованием Синайского законодательства: аргументы «за»;
    - Список народов в 2,9-11: его значение и связь с генеалогией Иисуса в Лк 3,23-38;
        - Речь ап. Петра в 50-цу (14-47) и использование принципа prosopopia св. Лукой;
    - Пророчество Иоиля: его предназначение в речи ап. Петра;
    - Доказательства воскресения Иисуса в речи ап. Петра: общая схема;
- Свидетельства из Писания: Пс 15,8-11;
- Свидетельства из Писания: Пс 109,1;
- Воскресший Иисус как Виновник происшедшего в 50-цу;
    - Характеристика возрожденного народа (2,37-47): тема покаяния еврейского народа в Евангелии от Луки;
- Связь заключительных слов речи ап. Петра (2,39) с пророчеством Иоиля;
- Описание жизни членов первохристианской общины в Иерусалиме и жанр «истории об основании» в эллинистической литературе (Платон, Овидий, Ямвлих);
- 2-я глава Деяний как ответ св. Луки на самые насущные вопросы своего времени;

3. Деяния Апостольские, 3-я глава:
        - Исцеление хромого (3,1-10): связь с 50-цей;
    - Исцеление хромого как иллюстрация основных характеристик из жизни первохристианской общины;
    - Связь повествования с Лк 5,17-26;
        - Речь ап. Петра по поводу совершенного исцеления (3,11-26):
    - связь между чудом и воскресением Иисуса:
    - тема отвержения Иисуса народом и возможность покаяния;
    - основные мотивы для обращения народа;
    - обетование и предостережение в речи ап. Петра;

4. Деяния Апостольские, 4-я глава:
- Реакция народа и реакция властей (4,1-22) как решение вопроса об истинных вождях Израиля;
    - проблема принятия и отвержения Иисуса на примере использования Пс 117,22 в Лк 20,17-19 и Деян 4,11;
    - Речь без призыва к покаянию: почему?
    - Власть синедриона или власть возвещаемого апостолами воскресшего Иисуса?
    - Типология Моисей-Иисус и молитва апостолов (4,24-30): связь между ними;
    - Характеристика внутренней жизни общины (4,32-34) как воплощение лучших идеалов общинной жизни в иудаизме и эллинизме;
    - Общение имуществ: положительный пример Варнавы (4,36-37), его предназначение в дальнейшем повествовании св. Луки.

5. Деяния Апостольские, 5-я глава:
        - Общение имуществ: отрицательный пример Анании и Сапфиры (5,1-11):
    - История Анании и Сапфиры в связи с вопросом об апостольском авторитете и власти в общине;
    - Связь повествования с историей Ахана (ИНав 7), сходства и отличия между ними;
    - В чем состояла ложь Анании и Сапфиры «Духу»?
    - Главная ошибка супружеской четы;
    - Служение апостолов в 5,12-16: композиционный замысел и литературная подача описания св. Лукой;
    - Второе взятие апостолов под стражу (5,17-42): сходство и отличия с первым (4,1-22);
    - Элементы иронии в описании св. Лукой подготовки заседания синедриона (5,21-26);
    - Элементы иронии в совете Гамалиила (5,34-39);
    - Экзегетический анализ Деян 5,36,37 («явился») в связи с воскресением Иисуса и Его последователями;
    - Оценка совета Гамалиила.

6. Деяния Апостольские, 6-я глава:

        - Избрание Семерых (6,1-7): цель повествования;
    - Основная проблема повествования и ее решение;
    - Переходный характер повествования и служение Стефана;
        - Ключевая роль фигуры Стефана в повествовании св. Луки;
    - Суд над Стефаном и суд над Иисусом: сходство, метод сближения, цель;
    - Главная направленность всей речи Стефана.

Рекомендуемая литература:

1.    Fitzmyer J. The Acts of the Apostles AB New York: Doubleday & Co., 1998.
2.    Witherington III, B. The Acts of the Apostles: A Socio-Rhetorical Commentary. Grand Rapids: Eerdmans, 1997.

 

 

 ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ КОНСПЕКТ

             Экзегетика книги Деяний.


 

1- 5 главы являются основополагающими, раскрыв собой весь замысел служения Христа (Глубоковский).

Пролог книги Деяний 1:1-11.

Лукиан Самосатский говорит, как писать историю.

Пролог Деяний короче, чем Евангельский, предпосылал к дальнейшему повествованию краткое сказанное + более краткое, чем в 2 книге.

Так поступил и Иосиф Флавий в «Против опиона» 1:1 и 2:1.

Деян.1:11 Носит суммированную характеристику в кратком конспективном изложении. Этот момент важен для понимания отличий Лк. и Деян.

1 и 2 тема даже не просто соседствуют друг другу, но как одного и того же предмета и частично совпадать друг с другом. При повторении необходимо впоследствии разнообразие.

Важно обратить внимание не на 1-5 стихи, а на 1-11.

1-11стихи - переход  к новому этапу истории, которую изложил Лука.

Лука не вводит новый материал, а перерабатывает часть уже сказанного прежде. При прочтении 1-11 стихов, всплывает отрывок Лк.24:36-53.

Пролог носит очень сжатый характер, нет нового материала, но в нём содержатся самые главные штрихи, рассказанные ранее:

1.      Упоминание учения и деяний Иисуса.

2.      Избрание апостолов.

3.      Страдание Христа.

4.      Явление Воскресшего.

5.      Совместная трапеза Воскресшего с учениками.

6.      Посылание Христом учеников от Иерусалима и до края земли.

7.      Обетование Духа.

8.      Вознесение Христа на небо.

Вопрос: насколько важно, что описанные события отличаются в деталях или в ином порядке? Вряд ли эту часть можно рассматривать как материал для научной истории. Нет – главный предмет:

А) духовное преобразование учеников;

Б) основа их полномочий в этом мире;

Пролог к Деяниям носит ярко литературный характер, предназначение. Необходимо исследовать те детали, которые Лука считает важными для дальнейшего повествования. Он не просто обновляет в памяти Евангелие. Но он указывает на особую важность этих событий (особенность Луки, как писателя). Лука вскользь затрагивает темы служения, страдания и воскресения Христа. Зато в противовес придаёт особое значение вопросам, с которыми обращается ко Христу Его ученики. Ещё интереснее пророчество Христа об их миссии в качестве свидетелей и те поручения, которые они получили во время Вознесения. Это позволяет понять перспективу книги Деяний.

 

                                   Вопрос учеников Деян.1:6.

 

            Не в сие ли время Ты восстановишь Царство Израиля? Связано с 1:3 – Христос в 40-дневный период говорил о Царствии Божием.

            Важно знать: каковы соотношения между Царством Божиим и Царством Израилевым и как они связаны с Царством Иисуса Христа? Вопрос интересует самого Луку, он стремится дать ответ во 2-й части Лк. – Лк.11:2-20; 12:22; 13:18-21; 17:20-21; 19:11-27 и 38; 22:29; 23:2 и 37-38 и 42.

            В чём первый вопрос? Притязание Христа на мессианство и уверенность язычников в том, что они являются частью народа Божия. Ответ Христа относительно предположения о временах и сроках, но не отрицая, что они находятся во власти Отца.

            Христос смещает внимание с вопросом о временах и сроках на понятие миссионерского служения апостолов.

            В этом реальный ответ о восстановлении Царства: как это надо восстанавливать? Это и есть христианское понимание Иисуса как Мессии.

            Царство Божие – это не территориальное или политическое Царство. Это власть Бога над сердцами человеческими. Начало этому Царству положено во время земного служения Христа:

   1. Изгнание бесов.
   2. Различные роды исцеления болезней.
   3. Исцеление народа. Призыв изгоев общества к членству в народе. Особый объект внимания Христа – те, кого выкинуло общество. Он восстанавливает народ Божий.

Христос мог излить дар Духа на апостолов, так как возвеличился как Царь и Мессия (Деян.2:33-36 ответ Петра).

Восстановление Израиля как народа Божия. Для Луки это важно:

   1. Означает принятие Духа Святого.
   2. Признание апостолов как вождей народа.
   3. Участие народа в массовом благословении в виде духа мира, гармонии. Деян.2:41-47; 4:32-37.

Начало восстановления – служение апостолов, которое является свидетельством воскресшего Христа после принятия Духа Святого (1:8).

            Лука не отвергает идею восстановления правления Бога над Израилем или заменяет более универсальным понятием Царства Божия – но он определяет Царство Божие как владычество над послушным Ему народом (молитва Отче наш).

            Связывает восстановление народа в пределах Израиля со всей миссией до края земли. Эта миссия основана на первомученичестве.

            Лука дал реакцию Христа на самые насущные вопросы учеников и его читателей. Дальше разрабатывается представление Иисуса Христа как пророка: Иисус не только уполномочивает учеников, но в самом прямо смысле предсказывает их будущее 1:8, где, о ком и о чём будут свидетелями.

Далее читатель поймёт, каким образом пророчество Христа будет выполнено. Это пророчество является программным для Деяний.

На протяжении 1:1-11 трижды упоминается о Святом Духе.

1.    Избрание и повеление, которое даёт Господь апостолам (1:2)

2.    Крещение (1:4-5).

3.    Упоминание о силе, связанной с сошествием Св. Духа на учеников (1:8).

Зачем в кратком отрывке 3-жды упоминает об одном и том же? Это ожидание скорейшего исполнения этого пророчества. Упоминание о Св. Духе фигурирует с самых первых строк Лк. и Деян.

            Лука подчёркивает функцию Духа – мессианского характера. Момент рассказа Луки основан на мессионерской деятельности Св. Духа.

Для Лк. характерен почерк, что пророчество исполнится немедленно, быстро, без промедления.

            Инструментом посредничества, которое будет осуществляться деятельностью Св. Духа, - будут Его апостолы, если Христос – проророчествовал (в Лк. особенно характерно).

            Параллельно с историей Моисея – Втор.34:9 и Илии 4 Цар.2:9-22.

            Эта преемственность заложена в слова Христа – «Вы будете Мне свидетелями». В греческом оргинале: либо будут свидетелями Иисусу, либо будут Его свидетелями – пророческое представление в народе.

Вознесение Христа.

            Рассказ Лк. о Вознесении уникален в рамках НЗ. Нет нигде столь подробного сообщения о Вознесении Христа.

            Но этот рассказ не уникален для эллинистической литературы. Поэт в повествовании о Преображении Лк. не упоминает как в Мф. И Мк.- метаморфоза (есть метаморфоза греческих богов). Но Лк. говорит, что вид Его лица изменился.

Овидий описал вознесение Ромула на небо. Основатель Рима вознёсся, что присоединиться к богам, но не оставил город без своей опёки.

У иудеев – вознесение прор. Илии на огненной колеснице и в вихре (4 Цар.2:11). Это описание создало прецедент. Вихрь упоминается и при вознесении Еноха (1 Ен.39:3).

Иосиф Флавий 4:326 (Иудейские древности) – облако похитило Моисея. Чтобы у читателя не сложилось впечатление о возвращении к божеству – намеренно использовал натуралистический язык. Зато Филон даёт вознесение Моисея в манере вознесения Ромула Овидием. Елисей продолжал изрекать пророчества даже вознесшись. «Жизнь Елисея»2:291.

Лука положил начало традиции Христа неканонической письменности:

Апокриф Иакова 14-16 гл. Мучение и вознесение Исайи 11:23.

Лука даёт не просто Вознесение Христа, но определяет понимание Лукой этого события.

Вознесение для Луки – это восшествие на царский трон. Воцарение Мессии ограждено от неправильного восприятия Христа как реанимация мертвеца. Это не призрак, но образ Того, Кто постоянно пребывает в силе одесную от Господа.

Физический зримый уход Иисуса Христа  - необходимое условие для получения учениками дара Св. Духа.

Втор.34:9 – уходя из жизни, Моисей предстаёт, что необходимо Иисуса Навина, чтобы он мог продолжать служение. Возложение рук Моисея исполнило Иисуса Навина духом премудрости.

Елисей просил удвоения Духа, который был в Илие (4Цар.2:9).

Физическое присутствие Христа на земле делало Его доступным лишь окружающим Его. А дар Духа делал Его присутствие явным для многих. Эти наблюдения помогают понять, оценить последующий аспект, содержащий Вознесение Христа. Пограничные события обретают иную перспективу – начало апостольского служения в Деяниях.

 

Символика облака.

Связана не только с Сыном Человеческим, но в большей степени с Моисеем (Исх19:16) и Илиёй (3 Цар.18:44). Эта связь продвигается к более ясному пониманию служения учеников и вести двух мужей, которых явил Иисус Христос.

Мужи в белых одеяниях предстают в рассказе о Преображении Лк.9:30, как с мужами у гроба Лк.24:4-5. Связь очевидна.

Только Лк. употребляет слово Исход – осмысление страданий Христа: как исход привёл к освобождению от рабства – здесь свобода от греха через страдания Христа.

Святая Пятидесятница. Гл.2.

1-13 стихи.

Греческий текст 1 стиха и славянский передают внутреннее напряжение. На это напряжение указывает Евангелие. Построение текста: сейчас внутреннее напряжение разрешится. «Егда скончавшася дние 50-цы…».

Лука вновь возвращается к прерванному главному событию. Приближается исполнение пророчества Христа. Апостолы все пребывали в ожидании (Лк.24:49), облечённые силою свыше (Деян.1:8). Событие восстановления остатка иудейского народа (Деян.2:37-47).

Когда Лк. упоминает о большом количестве обращающихся – указывает верность Бога Своим обетованиям. Краткость, лаконичность изложения Лукой этого события – всего 4 стиха, но с глубокой продуманностью. «Львиная часть» отрывка – реакция на происходящее у собравшихся.

Наблюдавшие видели лишь шум, огненные языки и говорение на разных языках апостолами. Главное для Лк. – не внешние знаки теофании. Употребляется двойное «как бы». Главным является духовное преображение апостолов, облечение учеников силою от Духа Святого.

Ин.20:22-23. 1 Кор.15:45 – история 50-цы у Луки представляет собой первоначальные переживания древними христианами Воскресения Христова. Акцент не на том, что произошло с Иисусом, а на произошедшем с ними. Факт должен ложиться в основание новой жизни. Прославление Христа подтверждается фактом их нового опыта силы свыше. Смело проповедует дела Божии (2:11). 50-ца подчёркивает реальность Воскресения Христова.

Восприятие толпой дара речи не ясен. Этот восторг, переживание апостолов – не опьянение, а дар эсхатологического Духа (2:14-36).

 

       На что указывает иносказательный символ Луки?

 

Ассоциируется с еврейским праздником Седмиц (Пятидесятница). Лука не раз упоминает о Сошествии Духа – говорение на языках (10:46, 19:6), но нигде больше нет шума, ветра, огня, что символически означается всё время  у Луки. После 70 г. – Пятидесятница – дарование Торы Богом на Синае Моисею.

А во времена Луки (гл. свидетель кн. Юбилеев 6:17-21 ~150 г. до Р.Х.) это праздник обновления Завета (связь с Синаем) Лука устанавливает связь с событиями Пятидесятницы:

1. В иудаизме огонь, как символ Торы широко распространён. В Талмуде Тора сравнивается и с другими вещами. Существует лишь только одно место, где эти символы вместе – события на Синае в LXX (Исх.19:16, 18).

2. Развитие этой символики у Филона в «О 10 заповедях» - дары Закона с передачей при помощи огненной речи.

3. Лука широко пользуется типологией Моисея, как прообразом Христа. У Луки есть ссылка на дарование Закона через Моисея (7:38) – речь Стефана. И это в точности соответствует описанию Петра (2:33).

            Речь Петра собравшимся:

1 место аморфно, равнодушная толпа. Лука тщательно изображает первую аудиторию. Удивляет читателя то, что Лука прибегает к литературному приёму перечня народов. Есть народ, среди которого проповедь Евангелия не упоминается в Деяниях, а тех, которые проповедовали – тут нет. Насколько даёт верное представление о географии мира.

Правильная ли числовая символика? Все эти детали не должны отвлекать читателя от цели этого списка: дарование Духа произошло в присутствии всей диаспоры со всех концов мира. 50-ца впервые исполняет даров, о которых говорил Иисус. Сюда включаются все концы диаспоры. Это все земли, в которых было иудейское рассеяние. Начинает собираться новый Израиль. О язычниках ещё не говорит открыто.

            Параллельно с генеалогией Христа (Лк.3:23-28). После сошествия Духа на Иисуса во время Крещения на Иордане 3:21-22 – даётся родословная Христа, в которой все поколения евреев по восходящей до Авраама-Адама-Бога.

            В Деян.1:5 после Крещения Св. Духом – перечень стран иудейского рассеяния. В Иисусе Христе находит свой итог все прежние обетования и чаяния апостолов.

 

 

 

Речь Петра в сам Праздник.

            Древние историки используют речи героев, чтобы лучше объяснить читателю подтекст происходящего и помочь более глубоко понять описываемые события.

            Просопония – искусство составления характерных речей героев книги. Автор предоставляет свободу действия (мог сам быть автором). Лука соблюдает это правило во многих речах. Выстраивает на основании традиционных речей, но в этих речах присутствуют специфические риторические обороты à происходят от Луки, а не от иных источников. Мы воспринимаем речи, как подлинный стенограф – это талант авторства Луки. Полностью вписывается в ситуацию и соответствует говорящему лицу.

            1 часть Деяний, много речей – обилие симитизмов. Библейское, архаичное звучание. Речи Луки нацелены на дальнейшее развитие событий в пределах одного рассказа. Они дают некое управление пророчеством, раскрыв его действие. Речи в Деяниях – это авторский комментарий к происходящему.

2:14-36.

Первое проявление даров Св. Духа – эта торжественная речь. Все видят, привлечённые шумом – о даровании Духа на их наречиях, в которых родились. Что всё это значит – речь становится необходимой. Здесь образ Петра даёт ощутить, насколько Лука излагает речь , воспринимаемую именно языческой частью населения.

            Экстатическая речь: нечленораздельно и непонятно. Переводили специальные люди: профиты или пророки (Дельфы, Оракул). Типология Петра в качестве культового пророка.

            Лука помещает недоумения в области религиозной феноменологии (речь глоссолалов  уже понятна для слушателей – у Павла непонятно. Специально, как и в рассказе о Преображении – не нуждалась речь, чтобы оградить язычников от языческого понимания). Речь Петра – истолкование события.

            Произнесённое Петром – не просто набор фраз, а риторически утончённый аргумент, опровергающий мнение, что ученики пьяны (2:13) или что Давид мог говорить о самом себе в Пс.2:29-30, обращаясь к пережитому опыту аудитории: как и прошлому слушатели знают о деяниях Христа 2:22, виновны в смерти Христа 2:23-36, но обращается и к настоящему опыту – 2:33, обращается к свидетелям очевидцев (апостолам) 2:32 и обращается к пророчествам, писаным об этом событии 2:17-21 и основам 2:25-35.

            Петр определил суть происходящего. Предварительно утвердил и о причинах события.

Когда Лк. цитирует Иоиля 3:1-5, то внёс несколько важных изменений, меняет текст – излияние Духа характеризует эсхатологические и пророческие события. Лука предает пророчеству Иоиля характер программного утверждения. Читатель признаёт в исполнении Духом Святым – пророков, подобных Моисею. Как в описании Христа после пророчества Иоиля. «Это Тот, Кто был засвидетельствован силами, чудесами – Он тоже Великий Пророк».

Более сложная задача – непосредственная причина этого события – в Воскресении Иисуса Христа. Контраст, который вызван утверждением – Дар Духа, а не «дар вина». Воспринятие Христа как Воскресшего Господа, а не просто распятого преступника – «вы убили, а Бог Его воскресил».

Наилучшая опора – Мидраш на мессианские тексты из Торы.

Лука ещё раз формирует контраст в религиозных убеждениях Петра. Вы (убили) сделали – Бог (воскресил) сделал.

 Как Петр мог подтвердить воскресение – свидетелей не было?

1. Мог обратиться к восприятию – вы видите, что происходит. Но восприняли неоднозначно.

2. Мог обратиться к свидетельству апостолов. Не каждый поверит.

3. Ссылается на Мидраш – мессианские тексты из Торы

- автор псалмов – Давид.

- Давид – есть Божий помазанник.

- Бог обещал Давиду в лице потомков вечное Царство.

- Сказанное в псалмах относится либо к Давиду, либо потомку – Мессии.

Лука изобразил Петра, который обращается к 2 псалмам, которые имеют Мессианское значение.

Пс.15:8-11. Ясно говорит о том, Кто видел Господа перед собой всегда. Плоть которого не увидит тление. Кому дано познать пути жизни (Деян.2:25-28). Всё вкупе указывает на Того, Кто Воскрешён и находится в присутствии Бога. Но сказанное в этом псалме не может относиться к историческому Давиду. 29 стих – умер, погребён и могила …находится до сего дня. Поэтому сказанное относится к Мессианскому потомку (2:30).

            Мессией является Тот, Кто пережил Воскресение.

Пс.109:1. Отрывок: «сказал Господь Господеви моему…». Лк.20:41-44. Спор саддукеев с Иисусом по поводу этого. Идентификация этих двух Господ. Ведь Господь и господин – один термин «Кириос».

            Согласно с практикой LXX титул «господин» относится не к земному царю, но к Богу. В тексте говорится не о земном, а о небесном воцарении одесную Бога.

Согласно традиции, Давид не мог говорить сам о себе (2:34), поэтому относится к Мессианскому наследнику (2:33).

Иисус, Которого они распяли – не умер. В Воскресении Он воссел одесную Господа, как Господь. И является Мессией.

Лука присоединяется к сказанному утверждению, что распятый Мессия и является причиной дарования Святого Духа (2:33).

Поэтому Пётр строит свою речь, направленную на осознание слушателями своей вины, чтобы изменили своё отношение к апостолам. И чтобы можно убедить, что Иисус есть Господь. И приобщиться к плодам Святого Духа. Это не последний случай, когда евреям предлагалась возможность дать ответ Богу.

 

             Описание возрождения народа 2:37-47.

 

Окончание речи Петра является одним из самых впечатлительных моментов Деяний. Знак реализации того, что обещал Иисус последователям исполнения Духа пророчества. В 36 ст. – «Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли. Как отреагировали на сей раз?

Дальнейшее решение основано на аргуменатах, которые выдвигает тут Лука. Бог верен обетованиям Своего народа.

37 стих – народ: что нам делать? Описывает смерть Христа только Лука, описывает народ, близкий к покаянию. Лк.23:48 – били себя в грудь.

Теперь они готовы реализовать покаяние. Заданные народом вопросы дают и Петру и Луке помощь раскрыть значение этого события. Все последние пророчества и повеления Иисуса об апостолах и их проповеди исполнены Лк.24:47-49.

Пётр истолковывает излияние Духа и возможность приобщения в  теме обетов, данных Аврааму. В 39 стихе – обет принимается и дальними (язычники), но первые – евреи Иерусалима. Как заканчивается речь в 39 стихе – принимать всех, кого призовёт Бог ваш. Перекличка с пророчеством Иоиля.

После Иоиля 2:32 – всякий, кто призовёт имя Господа – спасётся.

2:326 – ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасён, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь.

Когда мы обращаемся к LXX, которым Лука пользуется, то обнаруживаем иную форму мысли Иоиля 2:3-5, ибо на г. Сионе будет остаток и он будет проповедовать благие вести – те, которых призвал (собрал) Господь.

Обычно, стих, на который не ссылаются в Мидраше – является самым главным. В этом пророчестве упоминается и излияние Духа и произнесение благих вестей и всё это происходит в Иерусалиме. Лука показывает последовательность событий и обращение масс.

3.000 евреев влились в христианскую общину. 2:41. Данный текст является основным, т.к. описывает процесс восстановления народа Божия внутри исторического иудаизма. Те, кто раскаялся – принял Духа, отпущение грехов. Источник – дар Духа. 2:42-47. Изображён внутренний облик общины. Носит фрагментарный характер. На момент написания эта традиция ещё имела место быть. Он их разработал и получилась идиллическая картина первой христианской общины.

2:42 – 4 составные части:

1. Учение апостолов.

2. Общение.

3.Преломление хлеба.

4. Молитвы.

В 2:43-47 – эти 4 части получают развитие. Лука передаёт это при помощи терминов: чудеса и знамения, которые вызывают страх. Общение раскрывается в понятии распределения имущества.

Преломление хлеба – принятие пищи по домам. Молитва – прославление Бога.

Сам Лука начинает рассказывать о некоторых аспектах, которые дают понятие о нестроениях. Поэтому понятие «идиллическое» даётся в литературном смысле.

Каким общим местом (топос) является рассказ с эллинской философией? Когда характеризуют общину, имеющую кинонию (общение). Читатель, который принадлежит к эллинской культуре, сразу может узнать историю об основании. Особый жанр, который скорее присущ эллинистической литературе.

«Критий» Платона – описывается первые дни Афин – никто ничего не имел в частном владении, а всё было общим.

Овидий «Метаморфозы» 1:88-111 описывает золотой век человечества и там есть такая мысль.

Платон так отношение «Республики» как признак идеального государства (Аристотель отрицал). Некоторые философские школы рассматривали распределение имущества как совершенное воплощение идеала дружбы.

Ямвлих – «Жизнь Пиф». Основание общины в Кротоне (Италия).

Порфирий «Жизнь Пифагора».

Описание у эллинистов-иудеев иессеев (Иосиф Флавий «Иудейские войны» 2:122-127; Филон).

Всё это схоже с языком Луки. Когда Лука прибегает к таким темам, то хочет сообщить, что дар Духа реализовывается в общине – единство, мир, радость, восхваление Бога. О материальной помощи находим у Павла Гал.2:10, 1 Кор.16:1-4. + раннехристианская письменность: Дидахи 4:5-8; Послание Варнавы 5:8; Лука Самосадский «О смерти Пиригримма» 5:18.

Когда Лука упоминает об этом идеале, то это возымело беспрецедентное влияние на более позднее христианство. Было время, когда Церковь реализовывала себя совершенным, идеальным способом (рождение утопий).

На самом деле, читатель 1 века дол ответ на самый насущный вопрос: о судьбе Израиля. Бог подтвердил свою верность, данными Аврааму обетованиями, Воскресив Иисуса. В даре Духа Его последователи уполномочены предложить возможность спасения во имя Его ещё раз. Народ стал причастным всех благословений.

Лука мог завершить рассказ здесь или перейти к рассказу о миссии среди язычников. Но продолжил рассказ о дальнейших событиях в Иерусалиме.

 

3 Глава.

         Исцеление хромого у Красных ворот храма 3:1-10.

События получили объяснение в речи Петра после чуда 3:11-26. Новый этап в повествовании. Во 2 главе Лука показал, как благословение Божие реализуется в среде обновляемого народа.

Теперь показывает, как на самом деле реализует пророчество Иисуса в словах и деяниях апостолов Лк.22:30.

История исцеления хромого следует определённым шаблонам, но в данном случае – необычно подробное изложение каждой части этой истории.

Лука использует этот рассказ, чтобы показать некоторые элементы из жизни первохристианской общины, которую он упоминает. 2:42-47.

- апостолы продолжают часто посещать храм.

- у них нет денег.

- совершают знамения и чудеса.

-вызывают положительную реакцию в народе.

Лука обращает большее внимание к апостолам больше, чем к общине.

            Выбор, павший на исцеление хромого не случаен (в конце 2 главы говорит, что много чудес). Этому рассказу отведено несколько ролей. Параллельно Лк.5:17-26.

- апостолы обладают такой же властью исцелений, что и Иисус во дни Его служения.

- в обоих случаях вопрос: какой властью совершались эти чудеса Лк.5:21-24, Деян.4:7.

            Прибегая к параллелям, Лк. сообщает мысль, что апостолы – преемники служения Христа.

Когда Лк. в Евангелии описывает исцеление, то подчёркивает глубокую символическую функцию в отношении Иисуса и народа. Иисус не только исцелял телесную болезнь. Его сила простиралась на весь народ Божий. Исцелялись находившиеся за пределами народа – это предписано миссией Христа. Лк.4:18 – благовествовать нищим.

Лк.7:18-23.

Конечная цель исцелений, которые совершает Христос – восстановление больных к полноценному участию в жизни народа. Эта же цель при исцелении расслабленного.

            Хромой рассматривается Торой в качестве испорченного человека (не  годный для священства).

            Когда Петр в 3:6 повелел встать и идти – исцелённый идёт в храм. Исцеления, совершённые апостолами, делают храм домом молитвы Лк.19:46, даже для того, кто являлся изгоем.

            Замечание Петра об отсутствии у них серебра и золота. Петр обращается к силе, которая превосходит и богатство и силы человеческих учреждений. Против апостолов и синедриона. Ещё более ясно, что эта сила исходит от Того, Кто Сам был отвержен и презираем.

            Если имя Его заставляет хромого войти в храм, то конечно Иисус (3:22) и должен быть тем пророком, которого воздвиг Бог.

            Речь Петра следует сразу за исцелением. Хромой рядом с Петром. Ещё одна связь между апостолами и Иисусом. Как Иисус и они учат в храме; как у Иисуса, их учение глубоко связано с совершёнными ими деяниями.

            Насколько ясно Лука обозначил эти моменты, настолько сложно прочтение речи Петра 3:11-26.

            Когда берём речь в греческом оригинале, то 2 проблемы:

1. Запутанный синтаксис всей речи.

2. не совсем ясна связь между идеями речи.

В основе этих проблем необычно высокая доля «примитивности» языка. Все сложности, вызванные речью, обескураживают исследователей – причина – плохой перевод арамейского оригинала речи, восходящей к Петру и ранней проповеди. Попытка обратного перевода на арамейский язык. Получены неплохие результаты.

Лк. использовал библейский язык LXX. Вряд ли использовал более древний источник или умышленно архаизировал речь Петра.

Разобщённость в синтаксической речи – понимается, как результат попытки сжать комплексные идеи в малом пространстве, всего 15 стихов.

 

3 аспекта речи.

1. Связь, которая вырисовывается между исцелением хромого и воскресением Иисуса. 3:16. Лука помещает прямо в середине своей керигмы 3:13-18. С особенной силой подчёркивает её ведущее значение: чудо совершается не силой апостолов, но (3:13) силой Сына Своего, которого прославил. В этом чуде реализовывается провозглашённое Петром в 50-цу: Дух пророчества, снизшедшего на апостолов, является источником всех совершённых чудес и знамений 3:22-32.

2. Обращено внимание на отличие речи в 50-цу (главное6 истина Воскресения и дар Духа) – здесь идея отвержения народом Иисуса во время Его земного служения. Они предпочли убийцу Начальнику Жизни 3:15 и настояли на смерти Иисуса даже тогда, когда Пилат хотел Его освободить 3:13-15.

            В Целом, народ вовлечён в этот процесс вместе с начальниками 3:17. Но Лука указывает на 2 смягчающих обстоятельства:

- народ и вожди сделали это по неведению.

- Бог исполнил пророчество о страдающем Мессии 3:18.

Открыв возможность для покаяния как народу, так и его вождям, отвергшим Иисуса не окончательно. Призыв ко спасению всё ещё обращён к ним, но теперь «ставки возросли». Теперь народу известно всё. Реально воскресший Иисус обнаруживается в деяниях апостолов.

3. Призыв к обращению. Здесь, с ещё большей силой подчёркивается, что это Бог отцов наших воскресил Иисуса из мертвых, и что за этими деяниями скрывается избрание народа. 3:11-13. Мессия для них 3:20. Обетование и суровое предостережение (угроза).

            Обет – их обращение означало заглаживание грехов 3:19. И отвращение каждого от злых дел ваших 3:26. Оканчивается эта речь, как и первая: отвращение от злого.

            Это приведёт к обладанию временами отрады 3:20. Связь, которая существует между этим ближайшим результатом и посланием Христа глубоко проблематична. Две вещи утверждаются с уверенностью:

- рассматриваемый народ Божий в Иерусалиме в качестве восстанавливаемого, обладает мессианским благословением. Доказательство в 2:42-47 и времена отрады – распространение этих благословений на остальную часть жителей Иерусалима. Могут стать участниками этих благословений, если будут иметь веру во Имя Его.

- Лука не видел пока ещё совершённого всего, подразумевая возвращение Мессии в качестве Сына Человеческого. Как поступил Лука в Евангелии 5:21-36. Здесь тот же эсхатологический сценарий. Разделяется время свидетелей от последних времен.

            Смешанная цитата Петра Втор.15:19 и Лев.23:29. Двойная роль – установлена с абсолютной ясностью связь между воскресшим Иисусом и пророками, подобными Моисею, которого Бог обещал воздвигнуть. И во-вторых, стать продолжением пророчества для след. части повествования: в зависимости от реакции народа на это воздвижение пророка и будет зависеть решение судьбы этого народа.

            Будут ли они слушать пророка того? И разделение благословений, данных Аврааму, и станет частью возвращения народа или отвержения пророчества во второй раз, но уже при полном знании. Иначе будут окончательно истреблены из народа, образуемого Богом.

 

Времена отрады 3:20.

 

            Подобное выражение встречается только здесь, и не ясно «анапсихо» или «анапсихис» (чего-то вроде передышки, отсрочки). 2 Цар.16:14, 2 Мак.4:26.

В форме глагола – субботний покой для рабов и животных Исх.23:12. Или успокоение духа Саула при игре Дав на гуслях 1 Цар.16:23. Ещё: время прекращения страданий Пс.38:14.

2 Мак.13:11 – возрождение народа.

В форме существительного – в ВЗ встречается однажды: Исх8:15 – временное облегчение от поражения Египетской земли жабами - наступило тогда, когда фараон готов был уступить требованиям Моисея.

            Лука специально приковывает нас к деяниям апостолов, решает одну проблему:

- В Иерусалиме положено начало нового народа Божия, но кому принадлежало лидерство – кто истинный руководитель Израиля? Синедрион, который первый отверг Помазанника? Или 12 истинных последователей Христа. Исполнились ли пророчества Иисуса о суде на 12 коленах Израилевых? (Лк.22:30).

            Лука даёт ответы – выстраивает события именно так, чтобы показать, как апостолы становятся истинными лидерами.

            Чтобы достичь цели, Лука обращается к истории пророка Моисея (речь Стефана). Первое обращение Моисея к народу – был отвергнут, но спустя время, после особого повеления от Бога, опять возвращается к народу, после чего будет опять изгнан вон Деян.7:14-44.

            Так же и история патриарха Иосифа 7:9-16.       

На протяжении всего повествования речи Луки об Иисусе, то в Ев. И Деян. встречаемся с теми же построениями:

В Евангелии:

1. Первое посещение Иисусом и отвержение.

2. Подтверждение Его полномочий и Воскресение.

3. Второе посещение через апостолов, совершаемые чудеса и знамения.

4. Предположение в проповеди апостолов возможности спасения со смешанным ответом: приятия и отвержения (кто-то принят, кто-то отвергнут).

В Деяниях:

1. Суд и неприятие апостолов

2. Подтверждение их полномочий и изобилие чудес.

3. Второй суд и окончательное закрытие темы апостольской проповеди.

Встречаемся в сжатом виде драмой:

1. Бывшие вожди еврейского народа самоисключили себя из среды восстановленного народа Божия, так как не слушали пророков, воздвигнутых Господом Богом.

2. 12 апостолов в действительности станут фактическими вождями этого народа.

            Эта главная мысль, которую надо осознать – мы лучше сможем понять и детали отрывка.

            Станут лучше понятны 4:1-4. Лука противопоставил ответную реакцию на проповедь – простого народа и вождей еврейского народа. Продолжает тему разделения внутри народа (впервые в Лк.2:34).

            Многие из числа простых людей уверовали и община выросла до 5.000 человек (4:2). Вожди раздосадованы и отдают их под стражу. Пока знаем, что народ любил апостолов 2:47, но явная власть пока ещё у религиозных вождей этого народа. В рамках этой конфронтации Лука показывает контраст между апостолами и членами синедриона.

            Апостолы исполнили пророчество Иисуса о себе самих – свидетели Ему 1:8. Никто не сможет противостоять им Лк.21:13-15. Акцент на смелости апостолов.

            Петр и Иоанн настолько открыты и смелы в данной ситуации, что не уступают в смелости Иисусу, но защищают себя иначе, чем Он. Благодаря Его Воскресению, дар пророческого Духа являл себя с гораздо большей силой. Поэтому и проблема принятия и отвержения Иисуса стала в ещё более острой форме Лк.20:17-19. Иисус употреблял образ камня, отвергнутого строителями Пс.117:22, но Он применил его в отношении вождей иносказательно и косвенно, а Петр бросает им это в лицо: нам, отверженным вами 4:11. Эта речь уникальна по одной причине: в отличие от всех проповедей – эту не оканчивает призыв к покаянию, исключив себя уже этим из народа Божия.

             В целом, Лука описывает эту тему с большой долей иронии. Вожди досадуют, так как апостолы проповедуют об Иисусе, воскресшем из мёртвых. Но не могут просто отмахнуться от очевидного. Сила Воскресшего действует через апостолов. Когда спрашивали, каким именем сделали его здоровым? – Силой Воскресшего Иисуса. Отказывались признать это, несмотря на то, что члены синедриона отдали иронично даже уважение власти Иисуса в чудесах апостолов: подметили, что апостолы некнижные 4:13 (нет богословского образования), но говорили со смелостью, - упорно продолжали отрицать факт воскресения Иисуса.

            Ангел вывел чудесным образом апостолов из темницы – у них не спросят: как вас вывели? Саддукеи не верили в ангелов.

            Концовка рассказа подчёркивает этот контраст.

Первая община христиан в Иерусалиме стала воплощением лучших идеалов апостолов, которые вовлечены в гущу событий.

4:33 Апостолы свидетельствуют с великой силой.

4:35 Лука упоминает об уверовавших (которые приносили сумму от проданного имущества к ногам апостолов).

            Появляются материальные искушения, но апостолы показали свободу от него.

 

4:36-37 - два поступка:

   1. Положительный – Варнава.
   2. Отрицательный – Анания и Сапфира (5:1-11).

Они абсолютно противоположны друг другу. Но сходство в одно точке – подчёркивается власть и авторство апостолов.

            Дальнейшее повествование Деяний у Варнавы большая роль – посредник между Павлом и Иерусалимской Церковью. Посредник между восстановленным народом внутри иудаизма и народом во Имя Своё, который будет составлен Богом из язычников (Деян.15:4). Предназначение этого рассказа – обеспечение непрерывного характера повествования.

            Не просто говорит языком его примера, но через указание его прозвища (имя Иосия), но от апостолов – Варнава (Сын Утешения), а затем упоминается о его поступке. Продал землю и положил деньги сполна к ногам апостолов. В следующий раз упоминается в качестве защиты Павла 9:27.

 

История Анания и Сапфиры.

Затрагивается тот же вопрос, но языком отрицательного примера. Существует ряд деталей в изложении Луки, которые напоминают историю с Аханом (из Иудина колена) книги Иисуса Навина – нарушил завет о хереме (ИсНав 7:1). Присвоил часть заклятого – себе. По этой причине Израиль не смог устоять перед врагами своими. Виновник содеянного и всё его имущество должно быть предано огню (Ис 7:15). Даже даны инструкции, как это сделать. В результате, Ахан честно признался (7:19) и его постигла страшная участь: все забиты камнями до смерти, а имущество сожжено (7:25).

Общие детали:

- часть имущества обманным путём;

- очная ставка;

- истребление из народа через смерть;

Но в Деяниях отличия:

- собственность христианской общины не является неприкосновенной и не находится под запретом.

- Ахан раскаялся, но здесь Анания и Сапфира лгут.

- нет у общины наказания за других.

- виновные не побиваются камнями, а смерть наступает в результате пророческого слова от сказанного Петром.

            Наличие сходств (аллюзий) в общем плане наводит на мысль, что Лука использовал образец истории Ахана.

            Утаивание имущества есть преступление против общины и Бога, и требует высшей меры наказания. Роль Петра выше роли Навина. Кара – явление, чуждое Евангелию.

            Община основана Духом Божиим как одно сердце и одна душа (4:32) и следствием дара Духа является – не называть ничего своим. Но супружеская чета солгала Духу (Богу), так как нарушила единодушие первых верующих.  Их поступку предшествовал тайный сговор. В надежде на фальшивый жест – решили стать членами общины и утаили из цены земли (5:3). Началом её является отказ от материального. Сатана входит в их сердца, предают братство из-за своих интересов.

            Самая главная ошибка – думать, что имеют дело с ещё одним человеческим сообществом. Не осознают, что солгали не человеку, но Богу (5:4).

            Они не в состоянии признать следующее: апостол – не просто человеческий администратор, которого можно обмануть. Не поняли, что Бог есть Сердцеведец, и что своим искушением апостолов бросили вызов Воскресшему. Пётр с лёгкостью принял вызов. Ярко высвечивается дух его как пророка. Знает прежде об обмане. В этом согласие искусить Духа (5:9).

            Власть присутствия пророческого Духа столь могущественна, что при провозглашении истины – заговорщиков постигает смерть. В чём замысел Луки? Показать, как исполняется внутри христианской общины программа пророчества Деян.3:19-23 – пророчество Моисея.

            Те, кто проявлял послушание Христу, находился в послушании и у апостолов, на них распространялось обещанное благословение. А непослушные – истреблялись из народа. Всех, кто слышал это – объял страх. Церковь объята страхом. Рассказ построен на принципе противостояния. Речь: исполнились ли на Тайной вечери пророчества Христа о 12 апостолах – 12 судьях Израилевых.

            Лука показывает власть апостолов. Будет ли эта власть над народом подвергаться физическому преследованию. Лука обращает внимание на влияние апостолов 5:12-16.

12 стих – обилие чудес. Финальное столкновение с вождями 5:17-22.

5:12-42. Второе взятие апостолов под стражу. Эта власть распространилась даже на жизнь и смерть – далее апостолы в притворе Соломона, в храме, на улицах Иерусалима (5:12-16). Композиционная подача Луки понятна – показать, что Петр и апостолы – истинные вожди.

            Язык духовного восторга. Из посторонних никто не смел приступить к ним. Даже тень Петра исцеляла. Апостолы являют непреодолимо влекущую к себе Силу Божию. Люди выносили больных на улицы. Насколько это всё правдиво? Необходимо рассмотреть в 5:12. Всё перечисленное является действием Воскресшего Иисуса в делах апостолов. Ещё в более могущественном виде. Теперь Иисус вознесён одесную Бога Отца (5:31).

            Власть, не подконтрольная человеческим манипуляциям. Источник – Иисус. Такова подоплёка финального противостояния синедриона 5:17-42.

            Вопрос: насколько важно, что описанные события отличаются в деталях или в ином порядке? Вряд ли эту часть можно рассматривать как материал для научной истории. Нет – главный предмет:

А) духовное преобразование учеников;

Б) основа их полномочий в этом мире;

            5:12-42 История Анании и Сапфиры показывает власть апостолов внутри общины. Эта власть носит всеобъемлющий характер. Лука показывает свободу от материального. Власть апостолов над жизнью и смертью.

12-16 описание в среде народа. То, как эту часть Лука преподносит – понятен замысел: ясно, кто истинные лидеры 12 колен Израилевых. Язык Луки интересен.

            Из построения 13 стиха – никто не смел пристать. А желающие не искали возможности прикоснуться к Петру (15 ст.), и довольствовались его тенью. В этот период служения апостолов число обращающихся в общину предельно велико. Люди приносили из окрестных городов больных, чтобы из исцелили, несмотря на запрет первосвященников.

            Это введение к 5:12 – руками мы совершаем знамения и чудеса. Это есть действие Духа Воскресшего Христа. Сам Христос являл Себя даже сильнее, чем в Его время, так как Он Сам одесную Бога 5:31.

 

5:17-42 Второй суд над апостолами.

Если сравнить с 4:5-22 – есть внешнее сходство:

- больше надо слушать Бога, чем синедрион (Петр).

- керигматическое провозглашение – проповедь о Христе.

- предостережение и освобождение апостолов.

            Но размещение второго описания вместе с особыми деталями – несколько иное событие. Для читателя Деяний конечный результат ясен: можно или должно подавляться служение политической властью синедриона? Ответ рождается в подтверждении Богом их пророческого служения и апостольских полномочий.

            Второе испытание апостолов не столь драматично, как первое. Лука- тонкий мастер иронии. Ещё более мощная ирония:

5:21 – помпезность собрания – показано их полное бессилие. Бог ещё ночью освободил узников. Сторожа, отосланные за ними, возвращались с пустыми руками.

5:23 – темница заперта, охрана на месте, но там пусто. Узники свободно учат народ в храме.

Вопрос: насколько велик водораздел между вождями и народом. Стражники привели апостолов, но без внешнего принуждения, так как боятся народа. Лука подтверждает все угрозу синедриона – это стало пустым и ничего не значащим, так как служение апостолов – от Бога.

            Описание Лукой состояния членов синедриона выглядят серьёзно:

5:17 – исполнены зависти и гнева. Хотят убить апостолов 5:33 – Глубоко мрачная ирония – каковы основные обвинения Петру от первосвященников?

5:28 Своей проповедью апостолы делают ответственными за смерть Того Человека членов синедриона. Петр отвечает тоном, не допускающим прощения.

5:30 вы умертвили, повесивши на древе. Взрыв гнева и желание умертвить апостолов связано со сказанным Петром 5:31-33, что Бог дал Духа Святого всем, кто повинуется Ему à Взрыв гнева. Апостолы предлагают членам синедриона дать Израилю покаяние – они отвечают желанием убить глашатаев покаяния.

 

Совет Гамалиила 5:34-39.

Речь его мала и незначительна. Как правило, толкование воспринимается в сугубо положительном свете. Указывается на благоприятное отношение к фарисеям от Луки. Аналогия «иного лагеря» параллельно с сотником у Креста.

            Но Лука подаёт незаметно тонкие знаки, которые расставляет все точки над i.

            Эта встреча с апостолами не была первой. То же можно предположит и об Иисусе Христе.

5:34 – Гамалиил – член синедриона, фарисей. В его речи звучит авторитет. Уважение, которым он пользуется в народе: à он являлся одним из лидеров синедриона à принимал участие в выносе приговора Иисуса Христа (Лк.22:66-73). Он видел и исцеление хромого, свидетельствует их смелости, парресии. Прекрасно догадывается, где источник смелости 4:13-14. Он слышит свидетельство Петра, что Иисус одесную Бога 5:31. Каков будет теперь его образ поведения? Формулирует общий план действий – историческое благоразумие – если это дело от человека – разрушится, если от Бога – то станете богоборцами. Совет ждать и смотреть. Аргумент, который основан на исторических аналогиях – вскрывает полный ход его мыслей (ошибочный перевод с греческого оригинала).

            В обоих стихах термин «явился» (греч. anesth - восстал) - не относится к Февде и Иуде.

            Лука употребляет в 36-37 стихах тот глагол, который использует для обозначения восстание Иисуса из мёртвых.

2:24-32; 3:22-26.

Язык, к которому прибегает Гамалиил несёт иронию: весь смысл можно свести к одному: попытка сравнить Иисуса с лжепророком: то есть Иисус – всего лишь прецедент – такой как и они.

            Эти явились, затем убиты и их последователи исчезли. То же произойдёт и сейчас . Но упускается из внимания сущность Христа: Иисус явился и был убит, но реальность в том, что Он был воскрешён и Его последователи не рассеялись. Наоборот, число последователей растёт постоянно. Между Иисусом и этими прочими – нет никакого сравнения. Знаем и чудеса апостольские свидетельствуют о следующем: Иисус воскресает и создаёт Новый Израиль. Благоразумный совет Гамалиила 5:38 в свете происходящего – образец плохой веры. Гамалиил предстаёт здесь в значении, в котором употребляет Лука в Евангелии – лицемером. Он хочет казаться справедливым, располагающим всей информацией, есть правильное решение, но не отклик на зов свыше. Так же, как фарисеи и законники Лк.7:30 отвергли волю Божию о себе.

«Предприятие» - boulwi - 7:30 – воля. То, что советует послушать тоже иронично: послушание человеку больше Богу. Итог 3:23 – будут истреблены из народа.

 

                  6:1-15 Наследование пророческой власти.

Лука готовится к описанию следующей стадии пророчества Деян.1:8. Благая весть должна выйти за пределы Иерусалима.

            Лука поступает характерным образом: рассказывает, как производилась передача власти.

Избрание семерых.

Основное повествование кажется простым. Какое событие скрывается за этим описанием? О чём рассказывается в нём и между происходящим лежит определённый промежуток времени. Апостолы решают проблемы, вызванные спором о ежедневном распределении потребного. Решили избрать 7 администраторов 6:1-6.

Первое затруднение – каким образом отказ апостолов в участии мог помочь решить эту проблему?

            Все семеро носят греческие имена. Их опека - вдовы эллинов (кто опекал иудейских вдов?).

            Мотив поступка апостолов не совсем понятен. Решение административных задач означает оставить слово Божие (6:2).

4:1 - 5:42 – какое служение апостольским словом, проповедью и силой молитвы. Изначально они распространяли средства 4:23-31.

            Озадачены результатом решения апостолов. Последние строки делают подсказку. Избраны 7, чтобы их можно было поставить на службу в плане ежедневного раздаяния потребностей.

            Всё дальнейшее повествование посвящается Стефану и Филиппу, ни об одном из них нет ни одного слова о попечении о столах.

            Но изображается, как продолжается служение апостолов 6:8. Совершаются великие чудеса и знамения. Единственное отличие в сфере деятельности: Стефан и эллинисты в Иерусалиме 6:9, а Филипп в Самарии и Иудее.

Главная проблема повествования: между подразумеваемой и фактической деятельностью не имеется связи.

            Между рассказом об избрании и их действительным служением существует тонкая связь. Что хотел этим сказать Лука?

            Необходимо вспомнить характерную черту Луки: используют власть на материальное имущество в качестве духовной власти и авторитета. Проявляют себя в заботе о столах. Как эта духовная власть вверяется тем, кто будет нести благую весть. Эти эллины-миссионеры становятся продолжателями дела 12-ти. Их авторитет и власть получается из рук апостолов.

            Передача духовной власти через возложение рук символически проявляет себя в их приобщении к заботе о столах.

            Отсутствие прямой связи – есть лучшее свидетельство о том, что думал Лука в данный момент: устанавливает передачу власти им от 12-ти.

            Весь рассказ имеет переходный характер. Лука говорит о служении Стефана тем же языком, что служение Христа и 12-ти:

1. Исполнение Духом и силой.

2. Совершаются чудеса и знамения.

3. Его служение вызывает в народе мощное разделение – пророчеству оказывают противление люди того же социального статуса – эллинисты.

            Как Иисуса отвергли в Назарете Лк.4:16-30, так и неприятие Стефанова служения предвкушало конфликт, который встретится в будущем, проповедью Евангелия в синагоге диаспоры.

            Стефан не просто проповедовал в диаспоре. Его проповедь и ее неприятие происходило в Иерусалиме. Стефан является центральной фигурой этой части книги Деяний. Будущий успех и конфликты в будущей миссии среди народов, но его смерть примыкает к событиям, которые происходили в Иерусалиме. Лука объединяет эти две перспективы, когда описывает преследования Стефана:

а) говорит о тех, кто воздвиг гонение – иудео-эллинистские противники, агитирующие против него и добившиеся ареста.

б) на смену им - Синедрион àначальники народа, которые судили и сделали всё, чтобы добиться казни Иисуса (Лк.20-23 гл.), против проповеди апостолов, которых взяли под стражу. Они теперь восседают в Синедрионе, чтобы слушать речь того, у которого лицо Ангела.

            Такая характеристика – знак членам Синедриона, что перед ними вестник Божий 6:15. Намерение Луки – чтобы читатель ощутил в Стефане пророка на подобие Христа. Это видно из описания его кончины.

            При изучении рассказа о смерти Стефана || со смертью Иисуса Христа 7:55-8:2.

3 нюанса преемственности:

1. Упоминание о мудрости Стефана, которой не могут противиться враги – один из вдохновенных Иисусом свидетелей, которому дарованы уста и премудрость (Лк.21:15)

2. Последование событий предшествующей речи Стефана близка последованию страстем Христовым:

- откровенная конфронтация;

- подкуп шпионов;

- агитация народных масс;

- арест и приведение на совет 6:10-12.

3. Лука переключает на историю Стефана некоторые детали, которые у других синоптиков являются частью страстей Христовых. Лжесвидетельства, в которых обвинили его – обвинения в богохульстве и выставление против храма.

            Восприятие Стефана как достоверного свидетеля и преемника пророческого служения Иисуса Христа и не важно, что избрано 12 – он избран Христом.

            В целом, в словах Стефана, его деяниях, в разделении, вызванном его проповедью, в его отвержении – узаконенный образец пророка.

            Как на суде перед Пилатом обвинили трижды Лк.15:2,5,14, так и здесь:

- 6:11 хульные слова на Моисея и Бога;

- 6:13 хульные слова на место сие и закон;

- 6:14 окончательное развитие лжесвидетельств о его вине.

Прежде чем сфабриковать эти обвинения, нет у Луки проповеди Стефана. Благодаря этому создан МАХ драматичный фон. Ничего не говорится против Моисея и Бога.

Какой смысл вкладывают его обвинители в понятие закона? Имели наибольшее значение в полноте обвинений Стефана в 6:14. Хула на Моисея и Бога сводится к узкому восприятию евреями своей идентичности: храмовая стабильность, неизменность переданных обычаев. Реакция обвинителей Стефана направлена на самозащиту. Тема Бог-Моисей носит слишком внешний характер. Эта тема – всегда предмет острой пророческой критики. Ответ Стефана – не узкая реакция на это узкое видение самих себя. Это – глобальное осуждение религиозных позиций еврейского народа, благодаря которым узаконена такая жестокость и духовная агрессия. Осуждается самозамена?! еврейского народа от божественных деяний в Духе. Одна из ключевых речей в книге Деяний.
 

Яндекс цитирования
При копировании материала ссылка на сайт обязательна! © iviron.ru 2004-2014
Для создания сайта использован движок Ильи
Страница сформирована за 0.70600605010986 сек.